Техника - молодёжи 1995-07, страница 46ВИДЕОСАЛОН Откуда мастера слова, цвета, звука черпают свои темы и сюжеты? Из жизни, разумеется, ведь мертвые делятся впечатлениями весьма не-рхотно. И у каждого художника своя метода. Один устраивается на работу продавцом — и потрясенному миру является "Универмаг", другой творчески преломля т рутинные будни комсомольской молодости в "ЧП районного масштаба", третий .. читает газеты, смотрит телевизор, а в промежутках планово посещает подшеф ое подразделение военно-морского флота. И, поменяв имена, домыслив ситуации, а главное, сочинив эффектную внешнеполитическую завязку, обрушивает на головы обывателей БАГРОВЫЙ ПРИЛИВ (Crimson Tide), США, New Horizons, 1995. 147 мин., (с). Режиссер Тони Скотт. В ролях: Дензел Вашингтон, Джин Хэкмен Вигго Мортенсен, Джордж Дзундза. "...Шесть дней назад в ответ на сербскую атаку президент Соединенных Штатов приказал начать массированную бомбардировку сербов, чтобы вернуть их к линии переговоров. После серьезных обсуждений российский политический лидер Владимир Радчён-ко прокомментировал факт американской бомбардировки сербов как акт войны, направленной против русского народа. Он призвал весь народ присоединиться к нему и не оставить этот жестокий американский акт без ответа. 10 часов вечера. Москва. После серьезных беспорядков в стране был введен комендантский час. В данный момент события, происходящие в России, можно объяснить только ситуацией гражданской воины. Два дня назад Радченко и подчиненные ему войска заняли Владивосток включая ядерную базу. В тот момент когда Радченко захватил эту базу, военным силам США был отдан приказ поддерживать полную боевую готовность . Политики считают, что это самый серьезный конфликт со времен Карибского кризиса..." Если у вас, на счастье, сгорел телевизор и вы пару недель не брали в руки газет, не спешите, прочитав эти строки, к ближайшему киоску: они взяты не из очередной сводки новостей — так начинается новая голливудская сказка на старый, доконверсионный, лад. Сообщения комментатора сопровождаются бойко смонтированными кадрами "живой" теле роники и постановочных съемок, в которых русские в изображении американских актеров столь же естественны, сколь и ударение на втором слоге в фамилии "Радченко". Киношный вождь на трибуне старательно машет кулаком и бешено артикулирует, но в серьезности его заявлений призваны убедить зрителей не столько грозные телодвижения докладчика, сколько дружные аплоди-смен ы в президиуме за его спиной, огромный плакат с бородатой коммунистической троицей над митингующими и маневры боевой техники на суше, на море и в воздухе. А также собственное заявление новоиспеченного лидера в интервью западной тележурналистке: "Если хоть одного российского гражданина убьют и я буду президентом, я убью девятьсот тысяч человек из того народа, который ответствен за это убийство" Что за жупел спровоцировал авторов ленты на столь мрачное пророчество, гадать не стоит, заголовок фильма вполне прозрачен: багровый — это красно-коричневый, не так ли? Понимаю Тони Скотта, режиссера не слишком требовательного: в числе его картин такие довольно средние боевики, как "Полицейскии из Беверли-Хиллз II" (1987), "Месть" (1990), "Последний бойскаут" (1991), но зачем столь примитивный зачин понадобился сценаристу — киношнику с претензией на элитарность Квентину Таран-тино? (Впрочем, о том, сколько народу приложило руку к сценарию, знают лишь посвященные: в практике Голливуда в порядке вещей, когда над текстом работают поочередно несколько человек, в титрах же фигурируют два-три, а чаще один.) Создателям фильма потребовалось поставить своих героев в чрезвычайные обстоятельства. А что может быть экстремальней, чем ситуация на грани третьей мировой? Развязать же ядерную войну, по убеждению среднестатистического американца, может лишь постсоветская Россия с ее сугубой нестабильностью. И все же попробуем отделаться от понятного чувства... как бы помягче выразиться... разочарованности и оценить фильм непредвзято. Ведь события, "происходящие у нас', остаются за кадром, если не считать упомянутой "телехроники", основное действие кинопостановки разворачивается на борту американской ядерной субмарины, куда только что прибыл новый помощник капитана Хантер (Дензел Вашингтон). Есть своя, тоже ясно читаемая символика в том, что он темнокожий, а подлодка называется "Алабама". Ее капитан мистер Рэмзи (Джин Хэкмен) — типичный морской волк, любимый экипажем за многолетний опыт, жесткую волю, грубоватый юмор и невинные причуды, одна из которых — таскать повсюду с собой свою собачку — "самую умную на земле". Сослуживцы прощают мнительному и деспотичному "кэпу" его слабости: "Он одинок, у него есть только собака, его оставила жена, поэтому он обидчивый до чертиков Первое впечатление Хантера от нового командира двойственно: "Он одновременно и унижает тебя, и превозносит". Если отвлечься от глобального политического фона и признать, что служба та же рабо та, — перед нами типичный производственный фильм, где подробно и со знанием дела показан ратный труд моряков-подводников, несущих боевое дежурство на морских рубежах своего отечества (непривычно звучит эта традиционно-репортажная формула по отношению к воинам-чужеземцам, но что-то не припомню новых российских лент, столь же уважительно повествующих о защитниках наших границ). Такова экспозиция. Пружиной действия становится конфликт между капитаном и его помощником — борьба, от исхода которой зависят, ни больше ни меньше, судьбы мира. Ситуация резко осложняется. "Российская армия, — докладывает капитан 3-го ранга Хан ер собранию офицеров, — окружила отряды мятежников, но Радченко пригрозил, что при малейшем продвижении войск в его сторону он применит ядерное оружие против Японии и Соединенных Штатов, однако у него не было ключа запуска. Мы получили сообщение о том, что он, возможно, захватил ключ..." И вот во время схватки с российской подводной лодкой класса "Акула" (по видимому, из числа захваченных путчистами) "Алабама" получает приказ нанести ядерный удар по стратегическим целям на территории противника, то есть в России. В момент получения шифрограммы выходит из строя радиостанция, поврежденная взрывом неприятельской торпеды. Текст приказа оборван — отсутствует обязательный код, а запросить подтверждение невозможно. И это дает основание офицеру Хантеру блокировать действия капитана, уверенного, что война уже началась. В ответ на требование Рэмзи арестовать помощника тот заявляет: "Капитан, я освобождаю вас от командования подводной лодкой". Далее сюжет устремляется по накатанным рельсам кинобоевика: команда раскалывается, власть поочередно переходит от капитана к помощнику и обратно; в самый последний момент, когда для пуска ракет остается выполнить лишь одну, заключительную, операцию, Хантер останавливает готовую сорваться лавину. Противостояние двух непреклонных воль, за каждой из которых — свое мировоззрение, свое понимание воинского долга, завершается победой здравого смысла: радисты успевают починить аппаратуру, и принятая "Алабамой" новая шифровка отменяет запуск ракет. Капитан, едва не начавший атомную бойню, сдает полномочия помощнику и удаляется в каюту коротать время с любимой собакой. Но развязка впереди, ведь это не ранчо с подравшимися ковбоями, а боевая единица флота: надлежит провести расследование и дать оценку действиям экипажа. Вывод председателя комиссии корпоративно мудр: "Я думаю, что офицеры и команда вели себя согласно лучшим традициям военно-морского флота и в соответствии с интересами Соединенных Штатов Америки. Команда поддерживала систему, а когда понадобилось, система поддерживала команду и офицеров. Поэтому я советую закрыть это дело..." В итоге все довольны: Хантер по рекомендации Рэмзи назначается капитаном "Алабамы", морской волк" с собачкой мирно уходит в отставку, а командованию не грозит малоприятное судебное разбирательство. Завершает фильм ироническая метафора: ладони козь ряющих друг другу на прощанье героев образуют в кадре косой черно-белый крест, как бы перечеркивающий случившееся. Анатолий ВЕРШИНСКИИ КОНВЕРСИИ ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 ' 9 5 44
|