Техника - молодёжи 1995-08, страница 48

Техника - молодёжи 1995-08, страница 48

ВИДЕОСАЛОН

Весна и лето — время кинофестивалей. Во второй половине мая состоялся традиционный конкурс в Канне, а в июне, в ином курортном городе, с меньшим блеском и размахом, но с большей славой для отечественного кинематографа прошел один из самых юных — отчасти российский, отчасти международный — сочинский "Кинотавр". Ко времени, когда выйдет номер, забудутся артистические ристания на лазурном побережье, но фильмы, стяжавшие в них славу, не лягут на полку.

О лауреатах "Канн-95" я и намеревался поговорить в нынешнем выпуске "Видеосалона", для каковой цели еженедельно посещал солидную (в своем роде) торговую точку на Новом Арбате, где пиратские копии заокеанских новинок появляются на неделю раньше, нежели оригиналы на экранах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка... Увы мне: поверил собственной придумке о том, что при желании в нашем видеопрокате можно достать все.

Когда в третий за месяц раз я поинтересовался, не поступили ли, наконец, в продажу каннские победители, и прежде всего снискавший "Золотую пальмовую ветвь" "Андер-граунд" Кустурицы — боснийца с французским видом на жительство, юный продавец ласково пояснил, что искомый мною фильм, скорее всего, появится, но когда — неизвестно. Это ведь не какая-нибудь коммерческая картина типа "Крепкого орешка" (в ту пору толь-ко-только появилась и шла нарасхват новая, 3-я серия подвигов доблестного полицейского в исполнении не менее доблестного Брюса Уил-

редном боевике камуфлированных суперменов из штатовского спецназа, но пока оправдательный отчет об их действиях в Боснии штудируют шустрые сценаристы, обратим внимание на

ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ АКТ. Суд над Мак-Мар-тинами (Indictment. The McMartin Trial).

США, HBO Pictures, производство Ixtlan совместно с Abby Mann Productions и Breakheart Films, 1995. 131 мин, (в). Режиссер Мик Джексон. В ролях: Джеймс Вудс, Мерседес Рул, Сэйда Томпсон, Генри Томас, Шерли Найт, Марк Блум, Ричард Брэдфорд, Лолита Давидович.

В фильме заняты первоклассные актеры. Но прежде чем на экране высветятся их имена, зритель прочтет: "История, случившаяся в Америке в наше время. В числе источников, использованных в создании сценария, — материалы суда и действительные видеозаписи". Из этого не следует, что в угоду документальности авторы поступились художественностью. В заключительных титрах поясняется, что некоторые сцены, события и характеры сочинены или творчески переосмыслены в драматургических целях. Иначе и быть не могло: у искусства свои законы, и пренебречь ими — значит лишить произведение занимательности.

Профессионализм сценаристов, постановщиков и операторов безукоризнен: более чем двухчасовая лента смотрится на одном дыхании, хотя сюжет предельно прост, строго сле-

Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

лиса), но авторское кино. Велика выгода спешить с его доставкой, если ожидаемый спрос на ленту — пара кассет в день? "Да неужели?" — искренне изумился я, не ожидавший такого подвоха со стороны сограждан-кинолюбов. "Ну что вы переживаете, — утешил меня продавец, — выбор у нас вон какой..." Так рухнула мечта наивного человека рассказать читателям об очередном шедевре — не повторять же скудные репортажи немногих очевидцев, побывавших в Канне.

И последовал я небескорыстному совету участливого юноши за прилавком, благо выбирать среди новинок и впрямь было чего. И никаких авторских лент с их сложностями и выкрутасами — все кассовые, "ломовые", "суперхитовые", простые, как правда, хотя и сплошь ложь... Утомленный не столько майским солнцем, сколько чужеземными экранными выдумками, решил я обратиться к фильмам подчеркнуто реалистичным. Есть такой жанр в американском киноискусстве — история, имевшая место в действительности, обычно криминальная или военная, воссоздается на съемочной площадке. Разыгранная в лицах быль. Хроника глазами артиста. Недавно социальный заказ подобного рода сделал сам президент Соединенных Штатов, порекомендовав Голливуду снять фильм о спасении американского летчика, сбитого в Боснии (опять Босния, мало вам Эмира Кустурицы и его коллеги — второго призера "Канн-95" Тео Ангелопулоса, грека из США, чей "Взгляд Улисса" сосредоточен также на воюющих Балканах!). Не знаю, скоро ли мы увидим в оче-

дует хронологии событий и не содержит непременных элементов приключенческого "оживляжа" — любовных интриг, погонь, перестрелок, восточного членовредительства и западного страхолюдства. Персонажи показаны в их отношении к процессу, жертвами, исполнителями и свидетелями которого являются, действие подчинено центральной идее — докопаться до истины, лежащей под спудом препарированных свидетельских показаний и предвзятого общественного мнения.

Эту почти неразрешимую задачу берут на себя главный герой фильма — адвокат Дэниел Дэвис (Джеймс Вудс) и его коллеги-защитни-ки. Выигрышной их позицию не назовешь: подследственным инкриминируется... страшно сказать — развращение детей в начальной (приготовительной) школе (pre-school). Опекает и наставляет малышей целая педагогическая династия: Вирджиния Мак-Мартин (Сэйда Томпсон), недавно награжденная почетной медалью, ее дочь Пегги Баки и внуки Рей и Пегги-Энн. Умные, обаятельные, уважаемые в округе люди. Столь же безукоризненна репутация трех их сотрудниц. И вдруг оказывается, что эти семеро — монстры в человеческом обличье!

Настроение обывателей — электромагнит с переключаемой полярностью: недавняя симпатия к учителям своих детей моментально, без каких-либо серьезных доказательств их виновности, сменяется ненавистью и отвращением (своего рода компенсация за обязательное прежде почтительное отношение?). Причем зритель на первых порах оказывается

союзником обвинителей: мы настолько привыкли к совершающимся вокруг нас и с нами злодеяниям, что готовы поверить самым несусветным выдумкам.

Начинается постыдное действо буднично просто. 12 августа 1983 года, в 1-й день жуткой истории, которая растянется на семь лет, полицейское управление Манхэттен Бич, района Лос-Анджелеса, посетила с малышом-сынишкой некая миссис Джонсон — особа с одутловатым лицом и бегающими глазками. Она подала жалобу по поводу развращения малолетних в начальной школе семейства Мак-Мартин.

Полицейская машина запущена: за первым подозреваемым — Реем — начинается слежка. Камера подробно фиксирует все перемещения юноши, и его вполне невинные или не столь уж предосудительные поступки, жесты, слова истолковываются в неблаговидном свете.

Следствие идет ни шатко ни валко, пока к делу не подключаются две по-своему незаурядные личности. На 175-й день расследования в популярной телепрограмме выступает журналист Уэйн Сац (Марк Блум): "Сегоднящ^ няя история исходит из уст более чем 60 тей. Некоторые — даже двух лет от роду. Ь^ это держалось в странной, гротескной тайне. Детей постоянно развращали, их заставляли сниматься в порнографических кинофильмах... Но в прошлом году мать одного из учеников — Джуди Джонсон заметила, что ее сын, которому было два с половиной года, говорил, что ему снятся кошмары. При осмотре у него

v

была обнаружена краснота на попке. Вирджинию Мак-Мартин и еще некоторых... обвис ли... Полиция направила письма poflHTej просила их расспросить детей о случаях возможной содомии. Дети ответили, что ничего не произошло. Так было до тех пор, пока окружной прокурор не отвел детей к известному всей Америке психотерапевту..."

Здесь уместно отступление. Начало календарного лета — не только перевалочный пункт от кино-Канна к "Кинотавру". 1 июня —Международный день защиты детей. К этой дате все СМИ, от государственного телеканала до бульварной многотиражки, дружно вспоминают о существовании самой бесправной категории населения, проливают крокодиловы слезы по поводу несчастной судьбы подрастающего поколения, а в назидание отечественным родителям, педагогам и сыщикам приводят передовой зарубежный опыт. Так, в обширной подборке материалов о насилии в отношении детей газета "Сегодня" 3 июня с.г. "открыла Америку": "...Избавить ребенка от довлеющего над ним чувства вины — одна из задач, которую ставит перед собой Специальный комитет метрополии Торонто. Специалисты этой общественной организации активно помогают департаменту полиции в поиске насильника. Ими разработан специальный комплект, который в игровой форме (при помощи кукол!) помогает следователю восстановить картину происшедшего, избавив ребенка от излишних объяснений, а вместе с тем и потрясений". Отметим восторженный восклицательный знак в скобках и, вернувшись к "Обви

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 ' 9 5

30