Техника - молодёжи 1996-03, страница 40

Техника - молодёжи 1996-03, страница 40

ИНСТИТУТ

ЧЕЛОВЕКА

"Страшиться любви — все равно что испытывать страх перед жизнысг, а кто боится жить — уже на три четверти покойник " (Бертран РАССЕЛ, английский философ, логик, математик и общественный деятель).

...Существуетли всеобъемлющая формула любви?

"Ах, это блаженство и муки, пьянящая свобода и тяжкое рабство!" — пылко воскликнет поэт. "Это генетика, физиология, психология, биохимия... В общем, плод эволюционного древа гоминидов", — пожмет плечами современный ученый.

А между тем еще лет двадцать назад чувство любви 'даже не рассматривалось наукой в качестве достойного объекта исследования! Психологи скрупулезно изучали простые эмоции типа гнева или страха, физиологические симптомы которых — изменения ритма пульса и дыхания, сокращения мышц и другие врожденные реакции — давно известны и прекрасно поддаются количественным измерениям в лабораторных условиях. Но как зарегистрировать и обсчитать манифестацию любви? Если судить лишь по симптомам, переменчивым и многообразным, самая могущественная эмоция человека может предстать в любом обличье — от несварения желудка до рессивного психоза.

Роль гнева и страха в выживании вида вполне понятна: первый бросает в битву за собственное существование, второй — вынуждает спасаться бегством... А что любовь? Чтобы зачать ребенка, нежное чувство вовсе не обязательно (так оно обыкновенно и бывает! — ухмыляются циники), а посему — по мнению прагматиков от науки — данная эмоция с эволюционной точки зрения совершенно бесполезна.

"Никто и никогда не убедит меня, что любовь представляет собой не феномен социального устройства общества, а природное свойство человеческой натуры" (Лоренс КЭСЛЕР, психолог, автор книги "А нужен ли брак?").

Талантливые исследователи, доктора разнообразнейших наук в большинстве своем всерьез считали аксиомой, что любовь — в особенности романтическая — есть продукт исключительно человеческого мозга и что зародилась она всего 5 или 6 столетий назад, когда в цивилизованных сообществах Европы возникли к тому определенные предпосылки, а именно; наличие свободного времени и достаточного бытового комфорта плюс довольно высокий уровень развития изящных искусств и светской литературы. Ну а главные виновники, конечно, трубадуры! Это они, придумали на наши головы Искусство Куртуазной Любви в виде изящно-замысловатых ритуалов общения бравых рыцарей со скучающими благородными дамами (заметим, однако, что сей род романтических чувств исключал саму мысль о возможности сексуального контакта). Так или иначе, но дело было сделано: Любовь с большой буквы прочно укорени-

ЩЕКОТОВА НДУКД

СТРАСТИ НЕЖНОЙ

ИЛИ АВРАЛ НА ФАБРИКЕ АМФЕТАМИНОВ

лась в фундаменте европейской цивилизации, а плоды сего добровольного заблуждения мы теперь пожинаем в виде бесконечных слезливых телесериалов и душещипательных сентиментальных романов...

Правда, с позиций психологии в данной точке зрения просматривается неувязочка. Дело в том, что все известные эпидемии так называемых массовых помешательств (типичным примером может служить тюльпано-

ВЕНЕРА, ВСТАЮЩАЯ ИЗ ВОЛН. Дж. Л. Джером, Ж в. Нет, не случайно вышла из моря богиня любви Афродита, само имя которой означает -пенорожден-ная'... По сути, человеческое тело состоит из сдобренной пригоршней солей воды, и химические процессы, поддерживающие нашу жизнедеятельность, протекают в водных растворах; в том числе и те, что ответственны за подаренное h великолепное чувство любви!

Голландию в XVII в.) изживали себя, в общем, довольно быстро, причем очухавшиеся "больные" полностью обретали здравый смысл, а заодно и стойкий иммунитет, искренне недоумевая, чего ради они совершали явные глупости — если не сказать безумства. С любовью все не так: мало того, что она упорно не желает себя изживать, ни один переболевший — пусть он даже прошел сквозь муки мученические — не получает никакой гарантии, что сие не повто-

Ну хорошо, если для выполнения репродуктивной функции вполне достаточно того, уто мы называем сексом, то когда, а главное, почему и зачем к нему присоединилась любовь? И представьте, недавно ученые нашли-таки ответ на этот непростой вопрос... А с мертвой точки дело сдвинулось в 1980-х, когда, на первый взгляд, совершенно неожиданно проблемой любви вдруг заинтересовались не мало высококлассных специалистов; по мнению социологов, это случилось не в последнюю очередь потому, что к тому времени в науку уже пришла масса женщин, а они всегда относились к любви намного серьезнее мужчин.

"Едва я приступила к работе в Стан-фордском университете, мне тут же дали понять, что начинать научную карьеру с изучения любви и человеческих отношений означает навсегда загубить собственное будущее. И не лучше ли выбрать более солидную тему, скажем, определение максимальной скорости передвижения крыс?" (Илейн ХЭТФИЛД, психобиолог, автор книги "Любовь, секс, интимные отношения: психология, биология, история").

Новейшие исследования антропологов пробили изрядную брешь в твердокаменном убеждении, что любовь скорее порождение западной цивилизации, чем природный биологичес-

В 1992-м Вильям Янковяк из University of Nevada и Эдвард Фишер из Tulane University объявили, что нашли убедительные свидетельства существования романтической любви по крайней мере в 147 из 166 обследо ванных ими культур. "Это уни версальный феномен, если хоти те, пангуманоидная характерис тика, объединяющая самые раз личные культуры, — комменти рует Янковяк. — И если в циви лизованных сообществах с достаточными ресурсами индивид выражает любовные чувства та-кими подарками, как букет цветов или коробка дорогих конфет, а в "примитивных" ничего подобного не наблюдается, сие нюдь не означает, что эти сообщества не ведают чувства люб-

С ним полностью солидарна Хелен Фишер — сотрудник Американского музея естественной истории в Нью-Йорке и автор нашумевшей книги "Анатомия любви: естественная история моногамии, адюльтера и развода". "Я всегда считала любовь столь же

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 3' 9 6