Техника - молодёжи 1996-05, страница 23

Техника - молодёжи 1996-05, страница 23

молодость

НАУКИ

За последние три года число ученых в возрасте до 30 лет в России уменьшилось в полтора раза.

Статистика не радует. Есть, однако, люди, не довольствующиеся констатацией мрачных цифр и пытающиеся как-то противодействовать постарению науки, распаду научных школ и коллективов, стремящиеся сохранить, особенно в высшей школе, необходимую и обязательную преемственность. К их числу, безусловно, следует отнести организаторов Международного научного конгресса студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука — третье тысячелетие» (Москва, январь 1996 г.)'

«Королев был из числа самых «легких» дипломников: я сразу увидел, чего он хочет, достаточно было лишь слегка помогать ему, чуть-чуть подправлять. Я быстро убедился, что этот человек умеет смотреть в корень. Уже тогда у меня сложилось прекрасное впечатление о нем как о личности и как о талантливом конструкторе. Я сказал бы, что он был человеком беспредельно преданным своему делу, своему замыслу»...

Это строки из воспоминаний Андрея Николаевича Туполева, который в 1929 г. был руководителем дипломной работы студента аэродинамического факультета МВТУ Сергея Королева — будущего Главного конструктора. Сам Туполев окончил тот же институт несколькими годами раньше, а руководителем его дипломного проекта был Николай Егорович Жуковский — «отец русской авиации». Жуковский — Туполев — Королев: такая вот генеалогическая ветвь... Она и сегодня не пресеклась. Многие из нынешних профессоров Московского высшего технического уже не училища, а университета, свою преддипломную практику проходили в ОКБ С.П.Королева и «защищались» перед комиссией, которую он возглавлял... Будут ли новые Королевы и Туполевы среди их учеников, пока неизвестно, но ректор МГТУ профессор Игорь Федоров вряд ли решился бы иллюстрировать подобным примером тезис о преемственности поколений, если бы не был оптимистом...

О великих предшественниках Игорь Борисович вспомнил публично — открывая Международный научный конгресс «Молодежь и наука — третье тысячелетие».

Это достаточно серьезное научное собрание началось буквально через несколько дней после того, как отшумел-отбузил традиционный праздник студентов — Татьянин день. Дату выбрали не случайно — с началом зимних каникул суеты в вузах стало поменьше, а те, кто, как говорится, с младых ногтей начал заниматься наукой, охотно пожертвовали личным свободным временем ради общения с себе подобными.

ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ

и маленькие

радости

молодежного

научного

конгресса

Более 500 молодых исследователей из разных стран собрались на этот конгресс. Больше всего, естественно, россиян, но и другие страны СНГ оказались представлены достаточно широко. Были в программе и работы выпускников (и студентов!) Кембриджа или, скажем, почти столь же знаменитого Лейденского университета (Нидерланды). В основном же на секционных докладах кучковались молодые люди из университетов, естественно-научных, технических, педагогических и даже медицинских вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Киева, Минска и других городов СНГ.

И вот что интересно: не только «будущих Платонов и быстрых разумом Не-втонов» можно было встретить в те дни в аудиториях МГУ и МГТУ, где проходил конгресс. Вполне степенные и остепененные, именитые ученые из разных институтов и научных центров по-мальчишески азартно болели за своих учеников. Вместе с молодыми людьми они участвовали в «круглых столах» и дискуссиях по актуальным проблемам науки и техники на рубеже двух веков.

Учредителями конгресса, наряду с МГУ и МГТУ, стали Министерство науки и технической политики Российской федерации, Российская академия наук, Государственные комитеты РФ по высшему образованию и по делам молодежи. Без такой поддержки вряд ли удалось бы организаторам конгресса и провести его с должным размахом и отметить 40 лучших работ не только почетными дипломами, но и полумиллионными (в рублях, естественно) стипендиями, которые, на мой взгляд, правильнее было бы назвать все-таки премиями — по причине их разового характера.

Так что у молодежного научного конгресса был и столь почитаемый в кругу молодых элемент соревнования, спортивной борьбы.

Начиналась она задолго до «финишной прямой», свидетелем которой мне довелось стать. Отбор работ на конкурс был строг и профессионален. Тем не менее, в конечном счете соискателями наград стали молодые интеллектуалы из 161 института и 32 предприятий. (Институт здесь — собирательное понятие, подразумевающее не только НИИ и вузы, но и целые научные центры.) Для ребят из провинции и из-за рубежа устроители организовали посещение не только акдемических лабораторий и университетов столицы, но и экскурсии в Кремль, в Третьяковку — без очередей и беготни, что тоже существенно. А в последний вечер устроили для всех желающих — молодые же! — лихую дискотеку в Московском дворце молодежи.

Но это, так сказать, частности. Во главу же угла была, естественно, поставлена наука — значимость результата или

Т Е X Н И К А - М О Л О