Техника - молодёжи 1996-09, страница 5

Техника - молодёжи 1996-09, страница 5

потетических соединений. Если же удастся вычислить условно говоря, информационную емкость атомов и молекул, появится шанс моделировать вещества с заданными свойствами.

Сравнительный анализ химических процессов, протекающих в живых организмах и «сверхорганизме» биосферы, даст импульс к обновлению биогеохимии, на которую некогда большие надежды возлагал В.И.Вернадский.

Как показал опыт нашего века, неплодотворны попытки техногенного синтеза жизни и создания искусственных заменителей пищевых продуктов — от поисков в этих направлениях ученые, по-видимому откажутся.

Остается исключительно важным познание сущности жизни и движущих сил эволюции. Здесь нетривиальные результаты может дать определение минимальной и максимальной единиц живого. Традиционное понятие о нем слишком узко — от клетки до многоклеточного организма.

Старинный философский тезис «человек есть микрокосм» означает, что Вселенная подобна живому разумному существу. С другой стороны, учение о биосфере рассматривает последнюю как организм. Возможно, вскоре удастся исследовать не только его анатомию и физиологию, но и разум. О том, что на Земле миллионами лет идут сложнейшие информационные процессы, уже писали хотя и в самой общей форме. Изучение «геоинтеллекта» биосферы позволит по-новому осмыслить большую часть проблем биологии и геологии, не говоря уж о философии. Таким образом, на стыке последней с науками в XXI в. произойдет мощный интеллектуальный переворот — более значительный, чем замена геоцентрической картины мира гелиоцентрической. Доказав, что жизнь и разум — извечные качества Вселенной, придется на новой, научной (а не религиозно-философскои) основе рассматривать человека частичкой сверхорганизма биосферы, а его разум — частью ее сверхразума. Тогда и эволюция предстанет не как череда последовательных скачков от простого к сложному, а как стремление части приблизиться к совершенству целого.

Познание жизни приведет еще к двум частным следствиям. Первое: раскроется загадка направленных и согласованных мутаций, благодаря которым осуществлялась цефализация (формирование и усложнение головного мозга). Второе: поняв ее механизм, можно совершенствовать техногенный «разум» компьютеров.

В науках о Земле, видимо, неизбежен переход к новой модели развития и динамики земной коры. В прошлом веке геотектоника исходила из абсолютного первенства вертикальных ее движений; позднее обратили внимание на горизонтальные перемещения ги

гантских тектонических плит (хотя вертикальный вектор все же преобладает). Сложив те и другие, получаем... круговороты литосферы! Представление о них и ляжет в основу будущей комплексной геодинамики. Она позволит, в частности, разработать теорию землетрясений и вулканизма, существенно дополнить данные об образовании месторождений полезных ископаемых и постичь природу геотермальной энергии.

Кстати, о полезных ископаемых. В связи с истощением недр следует ожидать заметных успехов геотехнологии — науки о создании искусственных месторождений. Пока удалось синтезировать лишь некоторые драгоценные камни, а геотехнологические методы, основанные на естественных процессах, применяются для получения ряда минералов — например, поваренной соли и мирабилита.

Наконец, не исключено, что психология, взяв за основу понятие психосферы, введенное в начале века английским океанологом Д.Мерреем, вплотную подойдет к сравнительному изучению, очень глубокому и детальному, биогенного сознания животных, социо-

1960 1970 1980 1990 2000 2010 2020 Никогда

1 2

3

4 f 6 7 8, Т ю Ч 11-ъ

13-

^ойПШШпв»

«йПЛШИЬдша».

йшиШииТй

тшттпрргг

лДТПТПа»»--

^дптттт ПТШШШТПШпаг^.

-шмвц ■тгстМГПТЩШь.

Некоторые теоретические достижения, предсказанные в 1960 г. группой западноевропейских экспертов — участников опроса О.Хелмера, главного математика компании Rand Corporation. Пик каждого треугольника — наиболее вероятный срок открытия или изобретения, вправо и влево — разброс мнений. Итак, ожидалось: 1 — экономически выгодное опреснение морской воды; 2 — автоматический перевод с языка на язык; 3 — надежные прогнозы погоды; 4 — устранение противоречий между квантовой теорией и теорией относительности; 5 — управляемая термоядерная реакция; 6 — искусственное зарождение жизни; 7 — локальное управление погодой; 8 — производство синтетических пищевых белков; 9 — биохимически управляемая регенерация органов и тканей человека; 10 — двусторонняя связь с внеземными цивилизациями; 11 — экономичный синтез элементов и: субатомных частиц; 12 — применение анабиоза для путешествий во времени; 13 — использование телепатии для связи. Как видите, сбылась лишь часть предначертаний, относящихся к прикладным проблемам, а о решении упомянутых здесь фундаментальных по-прежнему остается только мечтать...

генного (по преимуществу) человеческого и техногенного компьютерного, а в перспективе — сверхразума сообществ живых организмов. Приоткроется наконец-то завеса тайны над древ ■ нейшим понятием души.

Эффект ожидания

Несомненно, прогнозируемая вспышка научного творчества произойдет лишь при наличии ряда благоприятных факторов, от науки не зависящих. Не вдаваясь в детали, упомянем один из них — назовем его эффектом общественного ожидания. Не случайно ведь в иные эпохи гении, что называется идут косяками. И дело тут не в какой-то «пассионарности». Научное творчество требует вдохновения. Фундаментальное открытие — такой же шедевр культуры, как полотно гениального живописца или симфония великого композитора. И общество должно быть заинтересовано в том, чтобы он состоялся: это и есть эффект ожидания. Наличие и степень его определяется, в частности, качеством и количеством научно-худо-жественных и научно-популярных изданий (давно замечено, что они являются катализатором взаимопроникновения дисциплин,«перекрестного опыления» идей), престижем науки и ученых.

...Увы, в данном отношении современная ситуация очень тревожная, а у нас вовсе катастрофическая...

Охота за еретиками

И последнее. Наиболее радикальны и ценны, разумеется, те научные идеи, которые прежде никому не приходили в голову. Их-то и называл Нильс Бор безумными (не путать с глупыми!). Вот почему в грядущем столетии следует — во всяком случае, хотелось бы — ожидать планомерной охоты за еретиками от науки, коим предоставят работать — то есть именно генерировать безумные идеи — в режиме наибольшего благоприятствования.

Оговоримся: это совсем не то же самое, что, например, отбор вундеркиндов, проводившийся в ряде стран. Предполагали, что за ним последует фейерверк грандиозных открытий. А на самом деле успехи особо одаренных учеников в самостоятельных исследованиях оказались куда скромнее, нежели у их «неотобранных» и «не особо одаренных» предшественников — Вернадского, Эйнштейна, Бора, Шредин-гера...

Иное дело — выявление уже сложившихся неординарных личностей. Если вторая половина нашего века прошла под знаком господства коллективов, «незримых колледжей», стройных рядов научных сотрудников, то теперь насущно требуется решительный поворот к личности, к уникальному и редкому. Собственно, такова одна из важнейших предпосылок ожидаемого взрыва научного творчества. ■

^тЧПГШПТГШПИ

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 ' 9 6

3