Техника - молодёжи 1997-01, страница 56

Техника - молодёжи 1997-01, страница 56

ЕХНОЛОГИЯ ИЗЯЩНОГО ИСКУССТВА

Гремящий водомет из пасти медных львов...

Тютчев

...а фонтанарий нужен для научных раздумий.

из к/ф«Чародеи»

Фонтаны украшали площади, дворцы и парки еще с античных времен. Позже появились целые города, чей облик обрел единство и законченность только благодаря этим прекрасным сооружениям. Таков прежде всего Рим, особую прелесть которому придают Fontana Grande на Piazza Navona, Fontana del Tritone на Piazza Barberini, Fontana di Trevi... Уже столетия низвергаются их шумные каскады с искусно расположенных скал; спокойно падают отвесные водяные плоскости; высоко вверх взлетают водяные столбы, разбиваясь при падении в пыль, играющую на солнце радугой, бьют тонкие и стремительные хрустальные струи; переполненные чаши роняют медленные, блестящие капли,

Маски, чудовища, рыбы, цветы, плоды, листья... Почерневшие мраморные тритоны трубят, надув щеки, в раковины, выгнутые спины морских коней поросли зеленым мхом, бронзовые юноши играют с черепахами и дельфинами. Есть сооружения в виде капеллы, как у Ponte Sisto, или даже фасада церкви, как Aqua Felice со статуей Моисея. Без «гремящих водометов» помертвело бы торжественное

величие таких площадей, как Piazza San Pietro, Piazza del Popolo или Piazza del Quirinale.

Титул фонтана фонтанов по праву носит Trevi, ставший фасадом палаццо Пом (а может, палаццо служит лишь его фоном?..). Он питается водой античного акведука Aqua Virgo («вода девы»), проведенного еще в I в.до н.э. Марком Агрип-пой, воинам которого показала источник какая-то девушка. Новое название Trevi происходит от латинского trivium — «перекресток трех дорог«.

С самого начала создание фонтанов считалось разновидностью изящного искусства, органически сочетающей скульптуру, архитектуру и... еще что-то невыразимое, навеваемое взлетающими и падающими струями, текущей водой... А когда пришел промышленный век — технический прогресс вдохнул новую жизнь в древние устройства. Например, в России, в самом начале нынешнего столетия, на знаменитой Нижегородской ярмарке публику ошеломил фонтан, струи которого в вечернее время свети

лись и переливались разноцветными огнями в такт духовому оркестру. Правда, тогдашняя «механика» феерического зрелища была достаточно простой. Под чашей, в прорытых траншеях, были установлены масляные (!) фонари, снизу освещавшие бьющие струи воды через специальные окна, вделанные в днище. А «особо приставленные люди» постоянно меняли цветные слюдяные светофильтры...

Народ изумлялся, специалисты терялись в догадках — но все были порядком разочарованы примитивностью конструкции, когда авторы показали и объяснили принцип действия системы. Имена создателей столь оригинальной (для того времени) цветодинамической установки, к сожалению, установить не удалось.

В наши дни подобные устройства, конечно, полностью автоматизированы, так что смена цветов и их интенсивности точно синхронизирована с музыкой. Таких установок в мире создано очень много. В Москве уже давно действует в «цвето-музыкальном режиме» центральный фонтан ЦПКиО им.Горького.

Вряд ли возможно охватить все разно-

Т Е X Н И К А - М О Л О Д Е Ж И

ЕИ

1 ' 9 7

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Юный техник фонтан

Близкие к этой страницы