Техника - молодёжи 1997-06, страница 6

Техника - молодёжи 1997-06, страница 6

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

оценить рождение новой науки? Особенно если родилась она как бы вопреки логике — именно такова область знаний, о которой пойдет разговор. Ее предмет: совместимость несовместимого. Называется она кентавристикой. Придумал ее писатель Даниил ДАНИН— автор 12 научно-художественных книг, в том числе «Неизбежность странного мира», «Резерфорд», «Нильс Бор», «Вероятностный мир», член-корреспондент Академии естественных наук РФ, профессор РГГУ — Российского государственного гуманитарного университета.

Начиная беседу с Даниилом Семеновичем, я, конечно же, спросил, почему он так назвал свое детище?

— Кентавр в современном понимании — неисчерпаемо содержательный образ, универсальная метафора для всякого сочетания несочетаемого. Не случайно кентаврами буквально перенаселена мифология разных народов: сфинксы, химеры, русалки, сигмуры, ангелы... В жизни мы сталкиваемся с кентавризмом на каждом шагу, часто не отдавая себе в этом отчета. Да разве не кентавр каждый из нас? В человеческих помыслах и поступках постоянно сосуществуют добро и зло, причем оба начала неразлучны и именно ВМЕСТЕ обеспечивают человеку жизнестойкость.

Сочетать несочетаемое — любимое занятие нашего воображения. Но оно только подражает природе Естественный кентав ризм начинается в глубинах материи — я имею в виду открытый наукой XX века корпускулярно-волновой дуализм элементарных частиц. Осознание двойственности сущего поколебало вековую убежденность людей в том, что мир управляется предначертаниями необоримо строгой

ные частицы — привели с собой в философию природы Случай и показали, что мы живем в вероятностном мире. Вот почему я назвал новую науку кентавристикой.

— Не могли бы вы кратко сформулировать ее главные постулаты?

— Нагляднее всего содержание образа кентавра выражает формула: всадник не стегает коня, а конь не норовит сбросить всадника. Еще точнее: всадник не может сойти с коня, а тот — уйти из-под всадника. Кентавр как объект научного изучения есть воплощение пяти «К»: консенсуса — согласия; консолидации — объединения; компромисса — соглашения на базе взаимных уступок; комплементарности — дополнительности (вспомните Нильса Бора: «Противоположности не исключают, а дополняют друг друга»); наконец, конвергенции — структурного и функционального сближения. Все они противостоят шестому, недоброму «К» — конфронтации. Следовательно, образ кентавра концентрирует то, в чем извечно нуждается жизнь человеческая.

— Как же несовместимые компоненты становятся столь податливыми, что образуют жизнеспособное целое?

— Пока ясно одно: ответов столько, сколько кентавров. Ведь разное всякий раз сочетается по разным принципам.

— Известно, что противоположности легко уживаются вместе, например, в литературе — достаточно вспомнить хотя бы описание Петра в пушкинской «Полтаве»: «Лик его УЖАСЕН. Движенья быстры. Он ПРЕКРАСЕН...» — ив результате художественный эффект не достижимый иными средствами. А вот, скажем, во врачебной практике неверно подобранные сочетания препаратов, методов лечения и т.п. просто погубят пациента. Есть ли в медицине место кентавризму?

садке ткани или ор

гана совмещается генетически несовместимое! Академик Рем Петров назвал свою книгу о трансплантации «Сфинксы XX века», но в одной из статей (на ту же тему) заменил сфинксов кентаврами — смысл остался тем же. Заметьте, такой вот биокентавр сам собой не выживет — ибо иммунитет отторгает все чуждое. В 70-е гг. медики нашли выход: перед операцией больному вводят иммунодепрессанты, чтобы временно обуздать «норов» его лимфоцитов. А лекарства? Ведь почти все они — при определенных условиях и дозировках — яды!

— Словом, какую сферу ни взять — получится что человечество всегда шло стезями кентавристики, само того не подозревая. Выходит, она только инвентаризует известные факты, переосмысляя их на свой лад? Или в ней есть какой-то задел на будущее? Короче — что пользы в ней?

— Кентавристика приводит к нетрадиционному взгляду, допустим, на ход истории. Государства и общество стабильны, когда уподобляются кентаврам, то есть когда вместо нескончаемой классовой, межнациональной и прочей борьбы начинаются поиски терпимости в отношениях противоборствующих сил. Вот почему новая наука нужна и полезна.

Пока она в зачаточном состоянии: собирает материал, коллекционирует кентавров, испытывает их на подлинность, нащупывает проблемы, словом — накапливает научность. Сейчас вышел в свет первый том трудов кафедры истории науки РГГУ по кентавристике, готовится спецвыпуск международного журнала «Магестериум». Их тематическое многообразие отражает всеохватность кентавристики: история и биология, философия и психология, естествознание и теология, жизнеописания великих и будни простых смертных. ■

МИРОСТРОИТЕЛЬСТВО БЕЗ АНТАГОНИЗМА

Чтобы по-умному вступить в беседу Бориса Самойлова с Даниилом Даниным и продолжить ее, надо начать очень издалека. Ибо придется еще доказать, что продолжение вообще имеет смысл. Я же рассчитываю достичь несравненно большего — убедить глубокоуважаемую аудиторию, что Данин (осознанно ли?) подвел современных мыслителей... нет, не к мировоззренческому перевороту, — хватит уже переворачиваться вверх тормашками! — а к долгожданной гармонии в единой картине мира.

ИНТРОДУКЦИЯ: ДРАКОН ГРОЗЕН С ВИДУ, НО БЕСПОМОЩЕН

Пока что юная наука кентавристика замкнута на себя: физики, медики, историки используют ее категории разве что для красного словца, а методологического значения, которое прочат ей Данин и его единомышленники, она не получила. Тому две причины. Первая, в оростепенная, — времени мало утекло. Вторая, главная, — несолидность кентавристики как науки.

В сущности чем попотчевал нас уважаемый писатель? Рагу из старых идей под новым соусом. Где научность в уподоблении чего ни попадя кентавру? Ведет ли оно дальше простой констатации факта? Вот прошел мимо человек в солдатской гимнастерке и генеральских штанах: ничего себе

сочетание! Натуральный униформокен-тавр! Да, но... ЧТО С ТОГО? Упражняясь в подобном образном выражении мыслей, можно где угодно выявить как кентавризм, так и его отсутствие.

Но разве сие важно для понимания сути изучаемого объекта, разве его определение как кент авра или некентавра есть определение ТВОРЧЕСКОЕ? Да — если разработана общая концепция условий образования кентавров, найдены единые признаки, обладая коими, несовместимые компоненты (ЛЮБОЙ природы!) могут объединиться в жизнеспособное целое. Это и было бы основным законом кентавристики. Установлен ли он? Слово Д.С.Данину: «Ответов столько, сколько кентавров». Значит, толкового ответа — ни одного!

Конечно, вызывает бурное одобрение мысль о социальной терпимости, консенсусе и т.п. Но что тут нового, если все годы перестройки и постперестройки только к этому и призывают! И, заметьте, кого? Тех,

кто не вписался в социального кентавра (других и увещевать не надо).

А насчет трансплантации Даниил Семенович просто ошибся. Провести перед операцией тканевое типирование, выбрать донора, совместимого с реципиентом по всем антигенам, — и не надобно иммуно-депрессантов: кентавризм мнимый.

Как его отличить от подлинного?

В интервью Данин об зтом не сказал. Позволю себе обширную цитату из его статьи в прошлогодней «Науке и жизни» (№ 6): «...исходный пункт исследования... — осознание презумпции несочетаемости тех начал, что создают... кентавра. Несочетаемость может быть иллюзорной. Может быть временной Может быть непреодолимой. Все варианты должны быть осмыслены... Следующий пункт — поиск ответа на вопрос: соблюдается ли закон некоммутативности кентавра? Некоммутативность означает невозможность поменять места «всадника и коня», то есть образующие

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ

6 '9 7