Техника - молодёжи 1998-02, страница 28пророческом плане, нетрудно понять: под стенами Пскова и на Чудском озере сошлись в яростной сече не просто немецкие крестоносцы и русские ратники — столкнулись, пока еще в зачатке, перспективе, две цивилизации: самодостаточная, нетерпимая к чужеродству западноевропейская и открытая всем народам и веяниям разноплеменная российская. Естественно, наши предки определяли это противоборство в несколько иных понятиях: как отстаивание истинной веры — православной от насаждения ложной, искаженной — «латинской». Так же, только с переменой зна- товые походы священной войной, угодной Господу. Люди средневековья воспринимали ход истории не так, как мы. Они истолковывали последовательность событий как реализацию божественного предначертания, и для понимания их необходимости обращались к библейским и агиографическим (житийным) сюжетам и образам. Провиденциальный, мистический смысл «Ледового побоища» живо чувствовали его участники и наблюдатели, и самые проницательные из них внутренним взором увидели то, что было скрыто от других. Автор жития сообщает: «Се же слышах от самовидца, иже рече ми, яко видех полкь Божий на въздусе, пришедши на помощь Алек-сандрови»2". Скептики заметят: свидетельство о чуде понадобилось создателю жития для подтверждения святости его героя. Разумеется — таков агиографический канон. Но святость, богоизбранность Александра Невского более подтверждается рукотворным чудом: между смертельно опасными жерновами двух по-разному неродственных, но равно агрессивных цивилизаций он сумел уберечь зерно русской православной государственности и культуры. Потому именно этот князь стал одним из наиболее чтимым святых, в земле Русской просиявших, и потому центральное место в его житии занимает рассказ о борьбе с рыцарями-крестоносцами и стоящей за их спиной папской курией — об этой истинно священной войне нашего народа с иноземными поработителями, чье иго мыслилось гораздо более страшным, чем ордынское, ибо «восточный царь», не покушаясь на веру «подданных», требовал десятину от имущества и (реже) населения, а западные властители — орден да папа — хотели заполучить и земли, и крепостных, и самые их души. При освоении новых территорий насаждением христианства занимались и православные, и католики. Но принципы и способы были существенно разные. Тевтонцы в Пруссии, конкистадоры в Америке крестили аборигенов в буквальном смысле слова мечом. Казаки в Сибири казнили собственных атаманов за чрезмерную жестокость к туземцам, за ненужное кровопролитие. Но и мирные методы «просвещения варваров» были весьма несхожи. Римская церковь признавала в числе языков, на которых можно вести богослужение (а значит, и писать книги), только три «мертвых»: древнееврейский (к тому времени практически вышедший из употребления), древнегреческий и латин- На практике это вело к деградации местных культур, к их подавлению и ассимиляции культурой метрополии. Восточная, греческая церковь охотно проповедовала слово Божье на языках коренных народов. Более того, православные монахи-миссионеры не только крестили иноверцев, но и создавали для них азбуку. В результате локальные культуры не просто сохранялись, но развивались благодаря обретению письменности. В эпоху крестовых походов и татаро-мон-гольского нашествия великая роль Руси оказалась двоякой: с одной стороны, она живым щитом прикрыла Запад, сохранив от разрушения его самобытную цивилизацию («обра зующееся просвещение», по определению А.С. Пушкина), с другой — попав в мощную сферу притяжения подступившего к ней Востока, заслонила от Запада и самое себя, и прикосновенные к ней земли, сохранив тем самым на сотни лет и собственную своеобычную культуру, и культуры сопредельных, а в будущем союзных народов, разделивших наследие недолговечной Монгольской империи. Рукотворной вселенной, которая на встречном витке мировой спирали напомнила судьбу ойкумены Александра Македонского, первого евразийца. Большой натяжки в этом сравнении нет. Александр Великий своими завоеваниями, широко открывшими путь для утверждения эллинизма в бывшей персидской державе, фактически подготовил почву для приятия и распространения нового универсального учения о мире и человеке — христианства. Монгольские, а впоследствии ордынские ханы, объединив многие земли Азии и Восточной Европы и поневоле «передав» их затем «под высокую руку» государей всея Руси, тем самым подготовили почву для возрастания на одной шестой части суши русского православия, российской духовности, Печати Александра Ярославича Невского, предположительно относящиеся к его княжению в Новгороде после знаменитых побед над шведами и немцами. Некоторые историки считают, что изображение коронованного всадника с мечом на лицевой стороне печати (внизу) — первое портретное изображение князя в русской сфрагистике. На оборотной стороне — Федор Тирон, святой патрон Ярослава Всеволодовича (в крещении Федора). сыгравшей в судьбах мира неоценимую роль. И первым в ряду таких государей был князь Александр Невский, «тезоименитый царя Александра Македонского». Правда, в земной жизни он получил от своих «побратимов» лишь ярлык на великое княжение — передавать державу ордынские «цари» не спешили. Приняли ее века спустя пря- сердцах продолжал жить святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Первый россиянин. Он мало успел из того, что замыслил, Но и сделанного им хватило наследникам на сотни лет великого собирания Отечества. И теперь уже в честь его — русского воина-святого — называли сыновей российские императоры. ...О том, насколько ценил Александр Ярославич «охранный», «обережный» смысл своего имени, свидетельствует, на мой взгляд, такой факт: перед смертью, случившейся 14 ноября 1263 года, приняв, по обыкновению русских князей, а впоследствии государей, схиму (пострижение в монашеский чин, который выше перед лицом Господа, нежели княжеский), он выбрал имя Алексий, то есть защитник, — как бы отбросив вторую, телесно-мирскую часть прежнего, земного прозвания, но сохранив первую — исполненную горней духовности28. Муж, воин отходил в мир иной — заступник земли Русской оставался в ней, в ее духовных пределах, навеки. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Современный взгляд, М., 1997. С.388. г Цитируется по: Кожинов В. В. История Руси и русского слова,,. С.421. ! Кожинов В.В. История Руси и русского слова,.. С.421. ' Соловьев С.М. Сочинения. Книга II. История России с древнейших времен. Тома 3 — 4. М., 1988. С. 149 — 150. s Соловьев С.М. Сочинения. Книга II... С.151. * Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С.434. 7 Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII - XV веках. М., 1986. С.75. 8 Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории... С,77 — 78. 'ЛихачевД.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С.220. " Памятники литературы Древней Руси: XIII век... С.438, " Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII - XVII вв. М„ 1988. С.28. " Кузьмин А.Г. Александр Невский. — В книге: Великие государственные деятели России. М„ 1996.С.62,66. 13 История Польши. В трех томах. T.I. М., 1954. С,78. " Hildinger £ Mongol Invasion of Europe. — Military History, Volume 14, Number 2, June 1997. Электронная версия (http:// www.thehistrynet.com/ MilitaryHistory/articles/199/ 06972_text.htm). " Халиков A.X. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994. С. 125. 15 Агеева Р.А. Страны и народы: Происхождение названий. М., 1990. С.93; 89 - 90. " Агеева Р.А. Страны и народы... С.89. " История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М„ 1988. С. 178. " Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах, Т, II - III. М., 1991. С.429 - 430. Св. Елена и Феодора — греческие царицы; св. Ольга (в крещении Елена) — знаменитая русская княгиня, жона князя Игоря. " Карамзин Н.М. История... Т. II — III. С.535. " Запруднк Я. Беларусь на п'старычных скрыжаван-нях. Минск, 1996. С.26. " Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981, С.430, " Карамзин Н.М. История... Т. IV. М.,1992. С, 188. "Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4т, Т, III, М„ 1987. С. 294, к Соловьев С.М. Сочинения. Книга II... С.163. " Карамзин Н.М. История.., T.IV... С.223. "Карамзин Н.М. История... T.IV... С.43, 44, 201. * Памятники литературы Древней Руси: XIII век... С.434. " Напомню, что Александр (алексо + андрос) в переводе с древнегреческого «защитник-муж». ■ ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2 5 8
|