Техника - молодёжи 1999-06, страница 16К 2 О О Л Е Т И Ю СО ДНЯ Публикуя этот материал в дни празднования пушкинского юбилея, «ТМ» отнюдь не собирается возобновлять давно неактуальный спор между «физиками» и «лириками» о примате точных наук над искусством и наоборот. Речь пойдет о другом — о ТОЧНОСТИ настоящей поэзии и ИЛЛЮЗОРНОСТИ упрощенных количественных оценок, кажущихся, на первый взгляд, безошибочными. Авторы заметок живут в Нижнем Тагиле. Владимир Ефимович Каплан — доцент кафедры вычислительной техники Нижнетагильского института Уральского государственного технического университета. Майя Владимировна Каплан — студентка Нижнетагильского государственного педагогического института. Майя КАПЛАН, Владимир КАПЛАН ган же) легендарного полководца, сколько аргумент для обвинения поэзии в очевидных домыслах и неточностях, якобы изначально ей присущих. Но так ли безукоризненна эта «поверяющая гармонию алгебра», а точнее говоря, геометрия? ПОДМЕНА ТЕЗИСОВ Пусть строчки мои зарастут его головой кучерявой. Михаил Светлов ПОВЕРИТЬ АЛГЕБРОЙ ГАРМОНИЮ НЕЛЬЗЯ % Точность и крат- Рассудок не шагает далее «точных» наук и не понимает ничего, выходящего из тесного круга «полезного» и «насущного»; разум же объемлет бесконечную сферу сверхопытного и сверхчувственного, делает ясным непостижимое, очевидным — неопределенное, определенным — «неточное». Искусство принадлежит к этой сфере бытия, доступной только разуму... В. Г. Белинский При «озадачивании» юных читателей автор «Занимательной геометрии» совершил форменный подлог. Поэтический «холм» он абсолютно произвольно заменил геометрической фигурой с придуманными параметрами, а выводы, сделанные в соответствии с решением ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ (и не более того!) задачи, с необыкновенной легкостью отнес не к абстрактному конусу, который, конечно, не имеет и никогда не имел ничего общего с реальным курганом, а к художественному образу! Налицо запрещенный псевдонаучный прием, который не становится лучше оттого, что применили его с благой целью — «внушить охоту и воспитать вкус к изучению геометрии». Думаем, в этом месте нам следует прерваться и пояснить: ни Пушкин, ни Перель-ман не нуждаются в нашей оценке. Каждый из них занял подобающие им места в литературе — разумеется, несопоставимые, но вполне отвечающие масштабу их дарований. Просто мы хотим еще раз, с использованием доступных всем примеров, обратить внимание читателей на явление, весьма часто случающееся в науке, — созда- кость, — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат. А. С. Пушкин Отыскивая противоречия, нередко на мнимые наткнуться можно и в превеликие от того и смеху достойные ошибки войти. Козьма Прутков ЗАТЕИ ДРЕВНЕГО ДЕСПОТА ... Читал я где-то, Что царь однажды воинам своим Велел снести земли по горсти в кучу, И гордый холм возвысился — и царь Мог с вышины с весельем озирать Идол, покрытый белыми шатрами, И море, где бежали корабли. А. С. Пушкин. «Скупой рыцарь» Эти поэтические строки основоположника русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина прочел однажды основоположник жанра научно-за-нимательной литературы Яков Исидорович Перельман. И составил на их основе парочку геометрических задач по вычислению высоты сооружения и глубины открывавшегося с него обзора (Я.И. Перельман. «Занимательная геометрия»). Дабы побудить школьников отставить все свои проказы и засесть за учебник, он дополнил исходные данные (поэтический текст) некими надуманными условиями (100000 воинов горстями, по 0,0002 м3 песка, насыпали холм — конус с высотой, равной радиусу основания). Исходя из этих условий, автор вычислил высоту конуса. И «с ученым видом знатока» прокомментировал полученный результат: «Надо обладать очень богатым воображением, чтобы земляную кучу в 2,7 м (1,5 человеческих роста) назвать «гордым холмом». Это одна из тех немногих легенд, в которых при кажущемся правдоподобии нет и зерна правды. Можно доказать геометрическим расчетом, что, если бы какой-нибудь древний деспот вздумал осуществить такого рода затею, он был бы обескуражен мизерностью результата: перед ним высилась бы настолько жалкая кучка земли, что никакая фантазия не в силах была бы раздуть ее в легендарный «гордый холм». Как говорят телеведущие, конец цитаты. Казалось бы, все верно, не к чему придраться. Элементарные и, на первый взгляд, бе-зукоризненные подсчеты (почему их никто не догадался сделать раньше? — знать, невнимательно читали Пушкина!) И завершающий их ядовитый пассаж — не столько камешек в огород (не на кур- А. С. Пушкин. Автопортрет. 1827- 1830 гг. ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 9 9 16 |