Техника - молодёжи 1999-12, страница 10

Техника - молодёжи 1999-12, страница 10

самое героическое для страны время. После войны советская наука и техника уверенно выходили на передовые рубежи, в стране воцарялся буквально культ точного знания, самыми почетными и уважаемыми людьми становились ученые, инженеры, конструкторы. Рассказать миру об их достижениях могли специалисты, хорошо разбирающиеся в научно-технических проблемах. Но, увы, давно замечено: научно-технические специалисты, занятые практической работой, почти неспособны видеть поэтическую сторону своего дела. Это дано людям, технически образованным, но наделенным воображением и фантазией. Страна жаждала певцов научно-технического прогресса — и такие люди нашлись! Они были выпестованы в предвоенные годы в литературных объединениях при технических вузах. Воспитанниками именно объединений были знаменитые популяризаторы 50-х годов — Владимир Орлов, Виктор Болхови-тинов, Михаил Хвастунов, Георгий Остроумов, Борис Ляпунов. Но даже среди них выделялся необычайными дарованиями Василий Захарченко — поэт по призванию и инженер-энергетик по образованию, назначенный Главным редактором молодежного научно-популярного журнала «Техника — молодежи» в 1949 году.

Как будто самим провидением Василий Дмитриевич был предназначен для выполнения социального заказа того времени, которое настоятельно требовало поэтизации науки, утверждения ее безграничных возможностей, романтического взгляда на мир, как арену свершения самых дерзновенных замыслов человечества Совпадение социального спроса и индивидуального предложения породило «Феномен Захарченко»: превращение ординарного научно-популярного журнальчика во властителя дум нескольких поколений советской молодежи.

Василий Дмитриевич возглавлял «ТМ» 35 лет — всесоюзный, а то и мировой рекорд длительности пребывания на посту Главного редактора. За время его редакторства тираж журнала увеличился в 60 раз (и это при лимите подписки!), а имя Захарченко отождествилось с названием журнала. Мы говорили «Захарченко», подразумевали «Техника — молодежи». Мы говорили «Техника — молодежи», подразумевали «Захарченко»! И тем не менее журнал, как таковой, не был содержанием жизни своего Главного редактора!

Природа заложила в Василия Дмитриевича не только поэтические и инженерные способности, необходимые для выпуска романтического научно-художественного молодежного журнала. Она наградила его талантами, которых не требует должность собственно Главного редактора.

Блестящий оратор, энергичный организатор, одаренный спортсмен и тонкий дипломат, Захарченко жаждал того, без чего невозможна реализация этих способностей, — известности, признания, славы. Ради того, чтобы снова и снова испытать это пьянящее его чувство — восхищение и внимание очарованной толпы, Василий Дмитриевич был готов затратить любые силы, время и средства.

Жажда людского внимания и восхищения гнала его на молодежные фестивали, в им же самим организованные автопробеги самодельных автомобилей, на трибуны форумов, к микрофонам и телекамерам. Восторг зрителей заставлял его мчаться под их ликующие возгласы на лыжах по горным склонам, скользить по волнам на виндсервинге, парить над землей на монгольфьере или дельтаплане. Ему нравилось очаровывать светских людей на приемах и концертах, председательствовать на международ-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12 '9 9

Последний раз ВэДэ встретился с коллективом «ТМ» в августе 1998 г. Буквально за несколько дней до кириенковского финансового обвала мы успели организовать празднование 65-летия журнала на борту московского теплохода «Вещий Олег». Вот тогда-то и был сделан снимок трех главных редакторов «ТМ»: В. Д. Захарченко (с июня 1949г. по апрель 1984 г., слева); С.Н. Чумаков (с августа 1984 г. по июнь 1991 г., справа); А.Н. Перевозчиков (с июля 1991 г., в центре).

ных встречах и конференциях, главенствовать за банкетным столом, вращаться среди академиков, министров, генералов, космонавтов и рекордсменов. Организация именно такого блистательного образа жизни и была главной целью всей деятельности Захарченко. Журнал же был для него, может быть, и самым важным, но все же средством достижения этой цели.

В самом деле, должность Главного редактора открывала перед ним двери кабинета практически любого должностного лица — от управдома до министра или даже члена ЦК. Она давала ему официальную возможность обратиться лично или письменно к любой знаменитости мира — от нобелевского лауреата до кинозвезды. Она позволяла ему организовывать экспедиции, пробеги, слеты, выставки, конкурсы, поездки, командировки. Не случайно редакция при Василии Дмитриевиче меньше всего походила на тихую контору, в которой раздается лишь шорох редактируемых рукописей. Это был скорее личный штаб Главного редактора, операционная база для его многогранной и многотрудной общественной деятельности.

— Не успеваете редактировать на службе, — часто говаривал он, — работайте по ночам!

Именно по ночам многие из нас и проходили суровую редакторскую выучку «ТМ»...

Собственно журналу в созданном Василием Дмитриевичем для себя образе жизни отводилась роль своеобразной визитной карточки, которую не стыдно показать в любом месте: в приемной секретаря ЦК, на научной конференции, на встрече молодых специалистов, в обществе изобретателей или ревнителей старины, в школьном классе, в парикмахерской, в цеху, наконец, в кругу друзей. Создать такую визитную карточку нелегко, ведь это значит создать «школу «ТМ» в научной журналистике». И Захарченко создал эту школу с присущими ему блеском и эффективностью. За время его деятельности редакционный состав полностью сменился раз семь: многие не выдерживали выучки в этой самой «школе», основные принципы которой, кстати, не были сформулированы словесно. Попытавшись сделать это, я установил пять основных положений.

1. Ни факты, ни информация, ни рассуждения автора сами по себе не представляют для читателя никакого интереса, если с их помощью не выявляется нечто, могущее заинтересовать и взволновать не только узкого специалиста, но и широкого читателя. Это нечто есть МЫСЛЬ. Главная задача редактора состоит в

том, чтобы материал, идущий в номер, содержал в себе или неотвратимо наводил читателя на новую МЫСЛЬ.

2. Красивой и интересной должна быть сама МЫСЛЬ, которая не нуждается в литературном украшательстве, но и не допускает применения канцелярских оборотов, наукообразных терминов, общих фраз и пустых слов. Квалификация автора оценивается по логике изложения и способности отсекать ненужное.

3. Редактор должен помочь автору статьи найти верный тон в его заочном общении с читателем. Читатель не потерпит высокомерия и снисходительности автора, каким бы крупным специалистом этот автор ни был. Пишущий должен убедить читателя в том, что он только помогает ему искать решение стоящих перед ними общих проблем. Автору не следует переоценивать осведомленности читателя и не следует недооценивать его сообразительности.

4. Всякое предписание, всякий шаблон должен быть отброшен, если он мешает ясности понимания. И наоборот, любое нововведение, любая выдумка, любое предложение принимаются, если они помогают яснее и проще раскрыть суть дела, прояснить мысль автора.

5. Иллюстрация часто может раскрыть техническую суть яснее, чем многословные описания. Она может обогащать текст, содержать дополнительную информацию Вот почему редактор должен побуждать автора к разработке смысловых иллюстраций, проясняющих и обогащающих текст.

Таким образом, решая, казалось бы, локальную задачу — создать журнал, который было бы не стыдно показать в любой компании, Василий Захарченко открыл важный секрет. Если Главный редактор и его сотрудники любят своего читателя, стараются быть интересными для него и стремятся быть понятыми им, такое отношение никогда не останется незамеченным. И можете быть уверены, ответная читательская любовь не замедлит!

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы не случайно попросили написать памятную статью о В.Д.Захарченко Германа Владимировича Смирнова. Во-первых, он работал в «ТМ» с 1961 г. по 1978 г., занимая должности от заведующего отделами техники и науки, научного редактора, ответственного секретаря до заместителя главного редактора (подробнее о нем см. «ТМ», № 2 за 1993 г). А во-вторых, он принимал непосредственное участие в создании Василием Дмитриевичем нового журнала — «Чудеса и приключения». И с самого начала выпуска, с 1991 г., являлся его заместителем. Так что стало вполне закономерно: именно он явился преемником В.Д.Захарченко и ныне возглавляет «ЧиП». ■

8