Техника - молодёжи 2000-03, страница 48

Техника - молодёжи 2000-03, страница 48

Повелел он собрать всех Мудрецов, какие только есть, чтобы они, Мудрецы эти самые, записали в одну книгу все-все мудрости, какие только знают. И какие не знают, все равно, чтобы записали. А то, ишь, развели безобразие: столько книг понаписали — за три жизни не перечитаешь, и в каждой книге обязательно какая-то мудрость между строк спрятана. Вот и сиди, выковыривай ее, мудрость эту, из каждой книжки, как изюм из булки.

Оттого и повелел он написать Единую Книгу Мудрости.

Велел так велел. Что ж поделать? Имел право — Султан все же.

А раз Султан повелел — придворные выполнили. Попробовали бы они не выполнить!

Собрали всех Мудрецов и велели им записывать все Мудрости, какие только они знают, и какие не знают — тоже.

Тут надо сказать, что бумаги в Султанстве этом не было. Не изобрели пока еще бумагу, некогда было. Сначала надо было более важные вещи изобрести: виселицы, плахи, пытки, оружие, войны, казни...

Да мало ли более важных, чем бумага, дел и вещей существует на свете?!

Писали же в Султанстве по такому случаю на досках. На больших, хорошо выструганных досках писали эту книгу Мудрости. Мнооого этих самых досок получилось.

«Вот обрадуется Султан, когда увидит!» — думали слуги Султана, нагружая доски на слонов, чтобы отвезти Книгу Единой Мудрости во дворец.

Привезли. Султан поначалу очень обрадовался, но это только сначала, а потом очень даже загрустил, потому как вспомнил, что читать не умеет, как-то не успел научиться.

Что ж поделать? Имел право — Султан все же.

Повелел он, чтобы привели к нему кого-нибудь из Мудрецов, чтобы тот читал вслух эту Книгу Султану. Но тут ему осторожно напомнили, что всех Мудрецов, как только они дописали Единую Книгу Мудрости, казнили по его, Султана, повелению, чтобы эта Великая Мудрость теперь только ему принадлежала.

Погорячился он, конечно, поспешил.

Но что поделать? Имел право — Султан все же.

Побегали, побегали придворные, отыскали старенького-старенького Старичка, который еще помнил, как складывать отдельные слоги из отдельных букв, и как из этих отдельных слогов потом складывать целые слова.

Тут все придворные вздохнули с облегчением. И то правда: тихо стало во дворце. Музыка еле слышно звучит, фонтан журчит потихоньку, красавицы скользят в бесшумном танце, Старичок вслух Единую Книгу Мудрости читает, а сам Султан в благостной дреме пребывает, Мудрости Великой внимает

Благодать!..

Но длилось это время совсем недолго. Прочитал Старичок первую страницу—и замолчал. Султан сразу же от дремы очнулся. Тираном и деспотом он себя не считал, но сердиться любил.

Что ж поделать? Имел право — Султан все же.

Бросились тут генералы, визири и прочие придворные и слуги к Старичку, обеспокоенные тем, что Султан обеспокоен, не позабыл ли Старичок по причине своей дряхлости, что и как складывается.

Подбежали к Старичку и вздохнули с облегчением: оказалось, что по причине ветхости своей телесной не может он перевернуть огромную деревянную страницу.

Возрадовались придворные: страницы переворачивать — это ие из букв слова складывать. Привели Старичку помощника — здоровенного волосатого мужика, который до этого навоз за слонами убирал. После этой работы страницы деревянные для него легче пушинки были.

И наступила в Султанстве Золотая пора. Сам Султан Мудрость в полудреме вкушает, все султанство на цыпочках ходит Никаких безобразий не происходит, поскольку Султану тишина требуется. А раз Султану что-то требуется, это уж вынь да по-ложь. Он вообще-то мужик неплохой, но казнить может любого и очень даже запросто. А что?

Имел право — Султан все же.

Прошел год, потом другой... Много лет прошло.

Старичок все читает и читает, читает и читает. Султан все дремлет и дремлет, все дремлет и дремлет. Мужик все переворачивает страницы и переворачивает, все переворачивает и переворачивает. Даже должность у него есть: Переворачива-тель Страниц.

Долго ли, коротко ли, но все когда-нибудь кончается. За

кончилась и Великая Книга Единой Мудрости. Прочитал последнюю буковку Старичок — и помер. То ли слишком много лет прошло, то ли просто устал он слова из буковок складывать — кто знает? Помер — и все тут. Были, значит, у него причины.

Султан не очень даже опечалился, поскольку Книга была прочитана до самого конца, до последней буковки и точки. Да и некогда было Султану печалиться: безо всякого на то его Султанского разрешения начался в его Султанстве бунт.

Шумит народ: чего это ради Султан во дворце закрылся и почему по всему Султанству стоит такая скучная тишина? И пришел народ ко дворцу. Вышли к народу генералы, и визири, и другие придворные.

Только евнухи не вышли — побоялись У них были причины не доверять людям.

Стали толковать придворные народу про то, что Султан у них теперь самый Мудрый Султан во всем мире, потому что он прослушал от начала до самого конца Великую Книгу Мудрости, как говорится, от доски до доски. Народ, естественно, проникся и стал расходиться. Но тут вышел на крыльцо Переворачива-тель Страниц и поведал народу страшную тайну про то, что Султан ничего не мог запомнить из Книги по той простой причине, что все время спал во время чтения.

И сказал Переворачиватель, что самый Мудрый на самом деле не Султан, а он — Переворачиватель Страниц, который не только внимательно слушал все, что читает Старичок, но при этом еще и постоянно думал. И думал он так все время, пока читал Старичок Книгу Мудрости.

Тут народ каааак взбунтовался! Очень уж им Умного Султана захотелось иметь. И назначил народ своим Самым Главным Султаном, конечно же, Переворачивателя Страниц. А прежний Султан стал просить, чтобы его отпустили жить за Границу. Очень ему нежелательно и даже как-то неохота казненным быть.

Ну что ж. Неохота, так неохота. Имел право — Султан все же. Хотя и бывший.

Отпустили его. Уехал Султан за Границу. Говорят, веру там сменил. Принял что-то: не то — крещение, не то — посвящение. А возможно — яду.

Но как бы там на самом деле ни было, больше про него никто ничего не слышал. Лично я думаю, что на самом деле спит он где-то, любит он это дело.

А Переворачиватель Страниц, после того, как назначили его Султаном, пошел первым делом в гарем.

А куда же еще?

Да и что ж поделать? Имел право — Султан все же.

Очень ему там все понравилось. Особенно евнухи

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 3 2000

46