Техника - молодёжи 2000-05, страница 56

Техника - молодёжи 2000-05, страница 56

патенты

Рубрику ведет заслуженный изобретатель РСФСР, доктор технических наук, профессор Юрий ЕРМАКОВ

К 55-летию Великой Победы

последний

ШТУРМ

Окончание.

Начало в предыдущем номере.

Итак, наши читатели-изобретатели, перенесшись с помощью некоей «машины времени» в славный для истории Отечества победоносный год, в весну 1945-го, заканчивают штурм цитадели нацизма вместе с советскими гвардейцами, кстати, реальными прототипами героев романа Эм. Казакевича «Весна на Одере («ТМ», № 2 за 2000 г.).

«А знаете, я видел Льва Толстого...» Командующий 33-й армией 1-го Белорусского фронта, генерал-полковник В.Д. Цветаев (17 апреля 1945 г.)

В эти апрельские дни самая молодая на Днепровской флотилии 3-я бригада речных кораблей, сформированная зимой 1945-го, сосредоточилась поблизости от Фюрстен-берга, города на западном берегу Одера, еще удерживаемого гитлеровцами. От него до столицы «третьего рейха» Берлина мень-ше100 км, здесь начинается канал Одер — Шпрее, ведущий прямо в Берлин (рис.1).

Фюрстенберг представлял собою крепость, с трех сторон окруженную водами Одера и канала. Немцы сильно укрепили его. В ходе наступления нашим войскам не удалось форсировать Одер напротив города. Они смогли с помощью флотилии лишь захватить небольшие плацдармы севернее и южнее него. Первый держали части 33-й армии и морская пехота, второй — рота морских пехотинцев.

Водяные

К югу от Франкфурта, по обе стороны Одера, тянется невысокая, метров в десять, дамба, предохраняющая поля от разливов и регулирующая течение реки. Она — старой работы: нависшие угловатые ветлы, растущие у ее подошвы, достигают иногда двух обхватов. Сейчас в изрытой дамбе на противоположном берегу расположилась наша дивизия. Сражение за нее было жестоким. Километрах в полугора выше немцы взорвали плотину, и вода хлынула на захваченный нашими частями луг.

Поступил приказ: выбить немцев с плотины и заделать брешь. Переброску автоматчиков ведут на автомобилях-вездехо-дах ГАЗ-67Б, образца 1944 г. Уступая американским «Виллисам» по технической за

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 5 2 0 О О

1. Дом Гиммлера.

2. Рейхстаг.

3. Бранденбургские ворота.

4. МИД.

5. Рейхсканцелярия.

6. Министерство ВВС.

7. Посольство СССР.

конченности, скорости, удобству управления, они превосходили их по неприхотливости в обслуживании, тяговым усилиям (на 30% больше), а главное, по проходимости. Газик преодолевал короткие подъемы до 42°, а с 45-мм пушкой на крюке — до 31°, проходил броды почти до 1 м глубиной и шел по бездорожью без переключения передач со средней скоростью 25 км/ч. Но эти, что шли сейчас в атаку, вообще не поддавались никаким сравнениям. Полуплыли, полукатили по болотистому лугу с облепившими их моряками и де-сантниками. У странных газиков — мини-вездеходов мичмана Е.А. Фаянса, вместо скатов вращались, как турбины, ободы с крылышками (рис.2,а). Роторным движителем называет свое новшество Фаянс (полезная модель РФ № 3920,1997 г.). Идея пришла из критики колесных пароходов и судов на подводных крыльях. Да, нынешние изобретатели не боятся поднять руку даже на генерального конструктора, самого Ростислава Евгеньевича Алексеева: мол, пассивны «его крылья», для выхода на них из воды аппарату требуется разгон до глиссерной скорости. Цитирую мичмана: «Предлагаю гибрид колеса и крыла. Для этого крылья Г надо расположить на вращающемся диске 2. Тогда глиссирующий эффект будет получен с гораздо меньшими энергозатратами — разгонять

ся до выталкивающей (подъемной) силы Fn будут лишь сами крылатые роторы, а не вся масса судна».

Генералы наблюдают в бинокли, как развивается атака, — бой местного значения, напишут в газете. Немцы бьют из шестиствольных минометов. Фонтаны воды и грязи стеками встают в залитой одерской пойме, но проворные вездеходы, маневрируя галсами, по-морскому, уходят из-под прицельного огня, неумолимо приближаются к бетонной плотине. «Понятно, не хочется пехоте прыгать в холодную грязь. Что ж, поможем им. Вдарь-ка по минометной батарее»,— говорит командарм 33-й начальнику артиллерии. Огненные стрелы «катюш» вздымают за плотиной море

огня и дыма.

Мичман Фаянс — давний друг «ТМ». Он помнит жаркие дискуссии на журнальных страницах

53