Техника - молодёжи 2001-06, страница 49

Техника - молодёжи 2001-06, страница 49

не говоря уж про то, чтобы зайти в чье-то — просто посмотреть? Да, это только игрушка, там все ненастоящее. А у Берты — настоящее? А у родителей моих с их прихожанами? А в Сети многие нашли счастье в Личных Пространствах, и не думаю, что это счастье чем-то отличается от Бертиного. Одни играют но делают вид, что живут, а другие играют но даже и не пытаются изобразить из этой игры жизнь. Просто закрывают глаза и лезут каждый в свое Личное Пространство. Демонстративно живут с закрытыми глазами.

Почему мы так осуждаем их? Почему меня при одной мысли о Личных Пространствах коробит? Может быть, их создатели честнее, чем мы? Они как бы говорят: мы не ждем от вашего мира ничего, кроме лицемерия, поэтому, хвала Сети, что мы можем пожить хоть немного каждый в своем собственном. Почему лицемерия? Потому, что мои родители дома все равно ругаются, а Берта по ночам плачет в подушку. Ну, может и не плачет. Но не такая же она дура, чтобы не понимать, что ее ценят главным образом за ноги?

Каролина переменила позу. Если я сейчас не начну учиться, подумала она, бестолково разглядывая «обложки» виртуальных книг, лежащих перед ней на не менее эфемерном столе, то сегодня уже не стоит будет и начинать. Остался у меня час... Она доблестно раскрыла одну из книг. Мозги, однако, не желали сосредотачиваться на учебе. Вместо этого мысли своенравно крутились вокруг проклятых Пространств. Да уж. Вот это и есть искушение. Как у Евы с яблоком. Запретный плод сладок, даже если нет в нем ничего хорошего.

А может быть, и не будет ничего страшного, если я схожу туда? Не все же они пошлые, в конце концов? А если и пошлые, мне это не сможет повредить никак. Зайду: если гадость — то сразу же выйду! Решено. И никакое это не искушение. Искушение — это когда грехом. А в этом нет ничего дурного. Это только мамочка с папочкой и им подобные считают, что «нельзя жить понарошку». Сами они «понарошку».

Каролина вскочила и быстрым решительным шагом направилась в холл, где переливались всеми цветами радуги, заманивая посетителей, порталы Личных Пространств. Они были расставлены в холле прямо на полу, и похоже было, что число их даже прибавилось за то время, что она размышляла за столиком. Она замедлила шаг и не спеша прошлась вдоль рядов, выбирая Наконец, решилась. И шагнула в какой-то явно женский портал, который в режиме демонстрации подгружал образы юных фей, романтических рыцарей на конях, совершающих подвиги, и прекрасных принцесс, любовь которых надо еще завоевать. Сады, балы, замки, сражения, беседки, увитые плющом, и горбатые мостики над говорливыми ручейками.

Личные Пространства появились не так давно. Хотя их прообразы — домашние страницы — существовали много лет. Еще с тех времен, когда персональными компьютерами называли такие настольные ящики.

Люди всегда хотели создать что-нибудь свое. Как Бог — создал мир и увидел потом, что все, что Он создал, хорошо весьма. И люди (не все, но многие) тоже стремятся создать то, чего до них не было, чтобы, по возможности, сказать потом: хорошо весьма. И ничего удивительного — ведь мы сотворены по образу и подобию Божьему. Тяга к творчеству у нас в крови. Это — дар, присущий из всего Творения только людям. Но творчество бывает разным. Есть искусство, а есть ремесло. Кто-то способен сотворить стул, а кто-то, вслед за Создателем, тщится создавать миры. Никто не знает, что лучше, но зато доподлинно известно, что с появлением мощных серверов количество тех, кто творит миры, резко увеличилось. Творить миры начали не только писатели.

Потому что, как ни крути, древняя домашняя страница — это стул. Вот моя фотография, вот фотоснимок моей собаки, вот список моих любимых фильмов, а вот ссылки на странички моих друзей. Это искусство, что ли? Другое дело — Личные Пространства.

Граница между искусством и ремеслом существовала во все времена, правда, размытая. Можно сделать стул, а можно сделать первый в мире стул. А можно сделать необыкновенно красивый стул. А можно делать стулья на конвейере. Причем даже разные. И не то, чтобы такие стулья никому не нужны. Но чем они отличаются, по сути, от, например, муравейников? Муравьи ведь не творят, а только делают то, что до них всегда делали их предки. Несмотря на то, что нет одинаковых муравейников. Личные Пространства, как и их предшественницы домашние страницы, делаются с помощью стандартных программ, использующих в свою очередь, множество стандартных подпрограмм. Только их сейчас гораздо, гораздо больше, чем когда-то «софта» для домашних страничек. Если ты решился создать свое Пространство то выбрать программу, с помощью которой ты собираешься его творить, — уже акт творчества. Пользоваться этими программами легко, университетов кончать не надо. Суть проста, как у всех пользовательских программ: тебе предлагают, ты выбираешь. И можно, конечно, с их помощью создать что-то вроде «вот моя любимая машина, вот моя любимая музыка мне больше нравятся спортивные мужчины». Но, если не пожалеть времени, можно создать настоящий мир. Ну, почти настоящий. Во всяком случае, Личные Пространства — не «стулья» по своей сути.

Все эти программы — настоящая вершина программистского искусства. Ничего более совершенного и изощренного в этой области не придумано. А ведь служат они всего лишь для того, чтобы каждый желающий мог спрятаться в свой мирок. Точнее, тот желающий, у кого на это денег хватит. Можно создать любой мир. (Почему-то их стали называть Пространствами, а не Мирами, хотя это именно миры.) Любая программа предложит тебе много всего на выбор. Любые физические законы, любую магию. Любую природу. (Можно сразу самому создать и назвать все растения и животных, а можно — лишь несколько видов, а остальные придумает программа, а уж ты потом за ней доделаешь или переделаешь.) Можно вообще обойтись без природы.

Ты можешь быть повелителем в своем Пространстве, диктатором и тираном. Таких Пространств очень много. А можешь создать такой мир, где ты — самый жалкий раб, тебя унижают просто ВСЕ. Таких тоже немало, многие хотят попробовать себя в амплуа мазохиста. Ты можешь создать мир, в котором от любви к тебе сходят с ума все женщины (мужчины), они все соблазняют тебя своей изощренной наготой (ухаживают за тобой с изощренным благородством). Можно создать мир, в котором ты постоянно путешествуешь и открываешь новые земли (требуется мощный сервер). Можно сделать себя рыцарем, сражающимся против всевозможных чудовищ (предварительно созданных, или сгенерированных программой на основании некоторых установок) Можно просто гонять на автомобилях.

Впрочем, погонять на машинах можно и на каком-нибудь игровом сервере А самое главное в Личных Пространствах — ты можешь быть самим собой. Тем, кто ты есть на самом деле. Утонченным, ранимым нытиком — или грубым садистом без тормозов. Эстетом, утопающим во всевозможной роскоши, — или монахом, уединенно молящимся в келье. И так далее. Но вообще-то, совершенно не обязательно быть там самим собой, можно попробовать все, что угодно. Но если у тебя несколько Пространств, то есть, наверное, и любимые.

Итак, у человечества появилась потрясающая возможность отвлекаться от жизни. Воплощение эскапизма. Это вам не телевизор. Не книги. И хотя многие и многие предупреждали и преду

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6 '2 0 0 1

47