Техника - молодёжи 2001-07, страница 52

Техника - молодёжи 2001-07, страница 52

Через час после восхода солнца еще дремавший луг разбудили испуганным писком полевые мыши. Выпрыгивая из своих нор, они мчались, не разбирая дороги. Вениамин Уханов, самый мудрый оперативник моего подразделения, угрюмо смотрел им вслед, а потом отыскал взглядом меня.

— Приближается Апокалипсис, Сергей?

Я пожал плечами. Веня был не только умным, но и еще довольно смелым человеком. Если он боялся чего-либо, то никак не за себя. Кривить душой с ним не имело смысла.

— Для того мы здесь и торчим. Продлится он долго, так что насмотреться успеешь.

Приладив к молотку новую рукоять, Уханов отогнал от лица мошку.

— Может, нам стоит откатиться к реке? Вряд ли они захотят себя затопить. Все-таки эти зверьки не идиоты.

— Понятно, что не дураки. Но в прошлый раз они разрушили мост, а значит, река нам поможет мало. Пока возможно, будем выполнять приказ, а уж эвакуации как-нибудь дождемся.

Мышиное бегство заметил не только Веня. Буровой мастер, столь же рьяно проявлявший бдительность, усердно принялся меня расспрашивать. Не располагая разрешением что-либо ему объяснять, я неловко оборвал разговор. Ситуацию это, разумеется, не улучшало. Избавившись от назойливого любопытного, я не освободился от мыслей, связанных с неотвратимым столкновением. О том же, вероятно, размышляли все. Наверное, из-за большого волнения наш коллектив тогда откровенно халтурил. Кое-как укрепив собранный наполовину каркас вышки, мы присели перекурить. И тут началось «это самое». Со стороны холма донесся треск. Для ломающихся веток шум был слишком сильным, поэтому я предположил, что разрушился склад.

Догадка оказалась верной. Как и в первом случае, скрывавшая оборудование времянка частично развалилась. На этот раз ее опрокинуло прямо в образовавшуюся яму, что обещало немало затруднить процесс восстановления.

Воссоздание склада мы провели оперативно, и чуть ли не с песнями вернулись к бурильной установке. Работа продвигалась, пока не провалился под грунт подъемный кран. Длинная стрела помешала ему исчезнуть сразу. Агонию завершили лопнувшие тросы. Издав отчаянный скрип, могучий стальной богатырь ушел вниз, увлекая за собой наши проклятия и тонны глинозема. Опомнившийся мастер недобро взглянул на меня.

— Может, объясните, наконец, что происходит?

— Всего лишь пустота в почве, — сухо ответил я.

— Пустота? Десятиметровой глубины?

Меня обуяла злость.

— Вас охраняют лучшие наши сотрудники. Чего же вы боитесь?

Нефтяник обмяк. Подумав, он сменил саркастичный тон на примирительный.

— Конечно, вам виднее, но все же это очень странно. По-моему, нечто подобное еще не раз повторится, помяните мои слова...

Его слова я и в самом деле помянул. Через неделю под опрокинутую «диверсантами» вышку попал Веня. По счастливой случайности, он отделался различной степени травмами. Чтобы вызвать транспорт для госпитализации, я помчался на задыхающемся «жигуленке» к знакомым уже базальтовым «блинам». По пути туда машина неожиданно увязла в песке. Колеса свободно крутились, визжа покрышками. Сам же автомобиль двигаться не спешил. Повинуясь скорее импульсу, нежели логике, я открыл дверцу и выскочил вон. Под «ВАЗиком» тут же разверзлась земля. Увлекаемый силой притяжения, он покинул подлунный мир, оставив меня стоять с округлившимися глазами. Взмыленный обильнее рысака, я добежал до спасительного базальта и вызвал по радио вертолет.

Веня стал первой человеческой жертвой за непродолжительную историю подземной агрессии, и я твердо вознамерился подобные посягательства пресечь. Надеясь на толщу грунта, «диверсанты» вряд ли держали под рукой мощные оборонительные средства. Необходимость в них как бы отпадала сама собой. Такой расклад слегка успокаивал. Не обладали подземные существа и способностью хорошо видеть при солнечном свете. Где бы они не появлялись, их приходу обязательно что-то предшествовало. Использовать раскрытые недостатки противника я считал наиважнейшей заботой.

Прежде всего, предстояло выманить «землероек» на поверхность. О том, что могло их привлечь, я не имел ни малейшего

представления. Кусок мяса или горсть пшена тут помогли бы едва ли. Биологи, изучившие испражнения неведомых тварей, давать какие-либо рекомендации не спешили. Еще раз прикинув свои возможности, я решил действовать иначе — не привлекать шаловливых гостей, а наоборот, постараться отпугнуть их.

Пока я думал, как это сделать, «диверсанты» взялись за настоящих нефтяников. Хотя против них вредители развернули точно такую же партизанскую войну, потери пострадавшая сторона несла более тяжелые. Не сумев, в отличие от нас, вызвать спасателей, перепуганная бригада попыталась спастись сама. Подарив ненасытной земле англо-канадское оснащение, мужики поспешно отступили к северной зоне лесов.

Поскольку надобность в продолжении спектакля отпала, Протоков отозвал мою группу назад. В дурном настроении из-за срыва операции, я раздраженно принялся укладывать вещи. Пока собирал грязные носки и искал бритвенный станок, под руку попалось немало разного хлама. Прежние хозяева вагончика, похоже, коллекционировали старые газеты и пустые бутылки. Устав перекапывать запылившуюся утварь, я присел полистать какой-то журнал. Тишина стояла такая, что было слышно каждое потрескивание жука-точильщика. Ворвавшийся через открытую дверь ветер поворошил разбросанную макулатуру и, пошептав над горлышками бутылок, полетел щекотать придорожные кусты. Подражая ему, я дунул на ближайший сосуд из-под вина. Он ответил резким, неприятным свистом. Этим простым приспособлением знакомые моей жены отпугивали кротов. По силам ли будет ему отвадить других землекопов? Все-таки наши «диверсанты» схожи поведением с насекомоядными. Бутылочный свист они могли недолюбливать точно так же, как и кроты.

Идея выглядела настолько заманчивой, что я решил сразу же воплотить ее в жизнь. Шеф, с которым удалось связаться не без проволочек, поначалу отнесся к моему предложению прохладно. Под нажимом своего же любопытства он изменил точку зрения, хотя согласие дал все равно неохотно.

— Откровенно говоря, Сергей, я бы запретил этот несерьезный эксперимент. Я разрешаю его только потому, что у нас нет альтернативы. В такой ситуации, сам понимаешь, годится любой вариант.

— Если не получится, мы тут же все бросим, —■ пообещал я. — Нам бы только время...

—- Четыре дня, — отрубил полковник. — Не будет результата — немедленно уходите.

Срок казался вполне приемлемым. После падения недостроенной вышки земля забирала у нас что-либо чуть ли не каждый день, так что подействует бутылочный свист или нет, мы заметим обязательно.

Ребята на мое распоряжение реагировали по-разному. Хорошо знавшие меня сотрудники выразили сомнение. Кое-кто даже осведомился, не заболел ли я. Как бы там ни было, в центральной части базы мы вкопали три десятка бутылок. Оставалась самая томительная стадия плана — ждать, когда существа соизволят прекратить свои нападки. Особенно беспокоили нас первые сутки. Из-за отсутствия ветра наша «сигнализация» почти совсем не функционировала. Но к следующему утру ветер уже вовсю гнул деревья. Мелкие тучи бежали от него, как стадо испуганных коров. Мы же испытывали восторг. Бутылки пели дружными слаженными голосами. Грунт больше не проседал. В общем, все шло на редкость чудесно. Я радировал Протокову с ощущением полного успеха. Мое маленькое войско одержало бесспорную викторию, и такие же победы ожидали теперь любую отправленную на Урал экспедицию.

Эффективность «бутылочной» стратегии быстро подтвердилась. Позже бутылки заменили звуковыми генераторами. Постепенно надобность в подобных устройствах отпала вообще. Присутствие подземных диверсантов ничем больше не проявлялось. Ушли они из тех мест, ищут ли их мои коллеги вкупе с учеными, что думает на сей счет наука, я не знаю. Дело закрыли, а в чужие дела у нас не принято соваться.

Бурового мастера я с тех пор не встречал. Выписавшийся из больницы Веня считает меня своим спасителем. Какой я спаситель, если сам звал на помощь?

Работа у меня сейчас непыльная. Я счастлив, что хожу по твердой земле. До сих пор она ведет себя как опора и кормилица. А скорую гибель ей пророчат напрасно. Не может она умереть — красивая, величественная, насквозь пропитанная жизнью. ■

Рисунки Виктора ДУНЬКО

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 72001

50