Техника - молодёжи 2003-10, страница 61Дом, в котором жил до 1971 г. Серафим Соловецкий — Михаил Романов. Бузулук, ул. Фрунзе, 40 мала поехать жить к другой тетке в Среднюю Азию и пришла благословиться к архиепископу Серафиму. Владыко велел ей прийти на следующий день. На следующий день он ей сказал, что теперь она будет ездить с ним. И вот 1952 г. За два часа до ареста владыко Серафим говорит ей: «Людмила, хватит со мною таскаться». Ушел один, а Людмила на время следствия скрылась. Много повидала Людмила за шесть лет пребывания рядом с владыкой, но не со всеми делился он своею памятью о прошлом. А может быть, посвящал в свою прошлую жизнь только тех, кто поневоле чем-то напоминал ему о ней. Как, например, это было в начале 60-х, когда к нему в Бузулук приехал отец Александр (Александр Саввич Шабельник): китайский подданный из Харбина, который провел в лагерях 15 лет. Супруга отца Александра мать Вера рассказывает, как владыко Серафим поведал ее мужу о своем царском происхождении. Матушка Вера лично присутствовала при этом и свидетельствует о фотографии, на которой архиепископ Серафим и патриарх Тихон сняты во время службы. Эта фотография, вместе с негативом, в 1971-м после смерти владыки Серафима перешла к отцу Александру, а в 1981-м во время его ареста в Екатеринбурге была изъята. СВИДЕТЕЛЬСТВО АНДРЕЯ ХОРО-ХОРИНА Житель деревни Кирсановки в 30 км от Бузулука в своем рассказе о владыке Серафиме упомянул то же самое, что поведала Анна Никифорова. В начале 50-х гг. архиепископ Серафим очередной раз посещал деревню Кирсановку, что стояла всего в 2 км от места будущего на то время испытания ядерного оружия на своих же солдатах и мирных жителях. Хоро-хорин Андрей лично видел, а было ему тогда лет двадцать, как к влады ке Серафиму приехала женщина лет пятидесяти, среднего роста. Владыка сказал о ней, что она царевна. СОБЛАЗНЕНИЕ ПРАВЕДНИКА Этот интересный случай рассказала Людмила Садаева в 2002-м. Оказывается, в конце 40-х гг. к владыке Серафиму в Бузулук приехал Ману-ил Лемешевский, архиеписков Чка-ловский (Оренбургский) и Куйбышевский (Самарский), архивариус и идеолог Московской патриархии, духовник митрополита Иоанна Ладожского и Санкт-Петербургского. Приехал и предложил сотрудничество с Московской патриархией, обещая при этом лучший в Оренбурге храм. Владыко Серафим уклонился от предложения и, зная, что в таких случаях за этим следует, сослался на свой старческий возраст и плохое здоровье. Мануил Лемешевский дал тогда ему разрешение ездить по селам, расположенным в его епархии, и зарабатывать на жизнь частными службами. Даже выделил из бюджета бузулукской церкви сторублевую ассигнацию! После этого посещения Мануил Лемешевский поставил для слежки за владыкой Серафимом своих агентов. Возможно, агентами были собраны и переданы следственным органам компрометирующие материалы, после чего в 1952-м владыко Серафим получил 25-летний срок. Это предположение основано на следственных материалах, опубликованных в книге «Воскресшие Романовы?..» (Екатеринбург, 2000.) ЖГУЧИЙ ИНТЕРЕС КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ Не совсем понятно, какую цель ставили перед собой авторы упомянутой книги. В предисловии они именуют владыку Серафима «лже-архи-епископом» и «лже-Михаилом», а опубликованные в книге материалы следственных дел свидетельствуют о противоположном. К тому же человек, реабилитированный по всем Успенский одр Серафима Соловецкого — Михаила Романова. Бузулук, 1971 г. Никифорова Мария, младшая сестра Никифоровой Анны, духовное чадо Серафима Соловецкого — Михаила Романова. Бузулук, 2002 г. ~ предъявленным ему обвинениям, автоматически получает юридическое подтверждение о законности того, в чем его обвиняли как в незаконном. Повышенный интерес следственных органов к архиепископу Серафиму в ипостаси «лже-Михаила Александровича Романова» определенно заслуживает внимания! Во всех опубликованных следственных делах архиепископ Серафим проходит как «лже-Михаил Романов». В материалах дела за 1952 г. говорится о том, что владыко Серафим на каждом богослужении (в материалах: «на каждом сборище») якобы напоминал всем, что он — Михаил Романов. Тогда как в действительности, по свидетельству самых близких к нему в то время людей, они такого никогда ни от него, ни от кого-либо другого не слышали. Итак, можно предположить, что следственным органам было известно нечто такое из далекого прошлого архиепископа Серафима, что постоянно возбуждало к нему интерес как к персоне правдоподобно царского происхождения. И второе: неравнодушие к личности Михаила Романова, возможно, связано с тем, что задуманное в Пер-миубийство в ночь на 13 июня 1918 г. по известной причине не состоялось. СОЛОВЕЦКАЯ ГОЛГОФА Рассказывает владыко Серафим Романов, патриарх Соловецкий... ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 0' 2 0 0 3 17 |