Техника - молодёжи 2003-12, страница 16

Техника - молодёжи 2003-12, страница 16

СМЕЛЫЕ

ГИПОТЕЗЫ

Попробуем создать прецедент.

Я много лет ждал этого письма и в разрозненных деталях знал яркие умозрительные модели поля и вещества, представляемые Александром Гавриловичем Заболоцким с 1970-х гг. Нас, его друзей, удивляет его способность молчать многие годы о сенсационных результатах или о блестяще подтвердившихся прогнозах. Как, например, с формой кавитационного пузырька. На это он отвечал: я симфонист и вижу, что еще не все гармонично и цельно.

Портрет атома, или, как он сам говорит, «дружеский шарж», не имея противоречий с основными известными характеристиками, представлен в виде очень конкретного образа, объединяющего практически все ранее несовместимые качества.

Мастерство всегда было трудным для понимания. Но наша надежда на молодого читателя. Не перегруженный догмами, он выйдет на волну рассказа, поймет и воспримет все предметы описания. А в дальнейшем — разовьет, уточнит и использует эти модели в практических изобретениях и научных изысканиях.

Итак, вникаем.

Журналист Юрий ЕГОРОВ

Здравствуй старина! Ты слышал много моих рассказов о том, какой должна быть волна, чтобы быть корпускулой, являть собой все атомные части, чтобы за счет исключительно волнового процесса стать некой твердью в однородной среде — вакууме. Знаешь также, что все эти годы я вел критику образов такой волны и среды.

Сейчас, когда все успокоилось, решил написать тебе об этом не только потому, что боюсь забыть, — память действительно начала сдавать, — но и потому, что знание Начала Всего, на котором построено все Остальное, дает покой душе. Продолжу дело односума Василия Семи-Булатова.

В истории человечества не было такого периода когда не было бы представления о мироздании. Имея представление обо всем, легко представить отдельную частность. Сейчас такое представление разрушено, и частность вроде оторванной пуговицы, становится хуже бешеной собаки — может погубить не одного человека, а целые предприятия и даже отрасли жизненно важных производств.

Чернобыль и застой легли порочным пятном на жизненно важный человеческий интерес к мирозданию. А на взлете этого интереса, в 1950-е, даже дед-хуто-рянин изъяснялся языком ядерной физики. Он выстрелил из ружья в щура, который пикировал на пчел над пасекой

ОТ МУЗЫКАЛЬНОГО

МАСТЕРА

Через терновик заряд угодил в соседское окно. Его комментарий был таким: «масса тярнов оказалася меньша крити-часкаи для полново поглошшения моёй дроби». И хуторяне вполне правильно поняли деда, поскольку, с учетом его близости к высококонцентрированной медовухе, дали ему псевдоним — Литрон.

Все мы, старина, поем и думаем о том, что занимало нас в молодости. Я не собираюсь миссионерствовать, но представить тебе предмет интереса нашей молодости в более красивом и завершенном виде — считаю долгом друга.

В 1970-х, на фоне раздирающих науку споров о корпускулах или волнах в микромире, я услышал реплику доктора Д.И.Блохинцева: все элементарные частицы — звуковые волны; непонятно только, как они действуют в ограниченном объеме, а не разбегаются, как круги на воде?

В то время я уже уверенно мастерил гитары и думал примерно так же. Но образ Блохинцева — круги, которые не разбегаются — буквально в готовом виде живет в музыкальном инструменте.

Музыкальный мастер обязан знать материаловедение колеблющихся сред. Хочется чтобы звуковые волны как можно больше бегали по инструменту, но они упорно действуют в заданном объеме и их очень трудно заставить разбегаться по корпусу как круги на воде.

Ясно, что среда должна быть упругой, иначе волн в ней не будет. Но я нигде не нашел формулировки понятия «колебание»! Не множества повторяющихся процессов, а одного из ряда упругих колебаний, например — струны. Примем, что это движение массы данного тела, вызванное его упругим напряжением с прохождением точки покоя по инерции и последующим превращением движения в упругое напряжение до остановки. Было бы сформулировано лучше, если бы об этом говорили больше.

А ведь из этой формулировки следуют очень важные свойства среды, в которых идут все колебательные процессы микромира: вакуум имеет массу, упругость, инерцию. Очевидно, об этом не писали, поскольку всех не на шутку пугает невесомость и проницаемость вакуума. Как доказал психолог Анри Бергсон, восприятие мира в виде твердого в пустом — не только результат нашего познания, но и программа наших инстинктов.

Но ты не пугайся, старина. Мы уже уяснили, что вакуум имеет массу и инерцию Сортируем виды движения. В заданном объеме могут осуществляться возвратно-поступательное (однородной среды в ограниченном объеме — нереально) и вращательное (это сколько угодно: торнадо, смерч). Доклад о возможности

Александр ЗАБОЛОЦКИЙ, г. Шахты

вида элементарной частицы как локальной неоднородности в однородной среде, образующейся за счет вращения разреженной зоны, центробежной силой, опирающейся на давление среды, был прочитан доктором Н.П.Кастериным в 1936 г Знакомство с этим докладом поддержало меня в праве на поиск. Но в природе смерч потому и существует, что имеет с торцов «пробки». Вверху — разреженное зарядом облако, а внизу — земля или вода. В микромире это более чем сомнительно.

А если эта локальная неоднородность — вращающаяся звуковая волна? Поставил опыт: намотал мягкую длинную пружину, соединил ее в кольцо подвесил на нитках к велосипедному ободу горизонтально и по касательной дал импульс. Волна побежала на большем радиусе — центробежная сила от вращения волны есть! Только масса, создающая центробежную силу, не вся пружина, а перепад плотности сгустка и разрежения волны. «Пробок волне не нужно.

Теперь уже не по струйным, а по звуковым показателям примеряем среду. Газ? С разрежением температура в нем падает и скорость звука уменьшается, а для центробежного противостояния нужна легкая и быстрая звуковая волна. Жидкость? Кажется странным, однако, проверим.

Жидкость потому трудно сжимаема, что ее атомы и молекулы притягиваются друг к другу с усилиями, сопоставимыми с кристаллическими, только с постоянным обменом — текучестью. Струна, растягиваясь и напрягаясь, увеличивает частоту собственных колебаний в тысячу раз. Если бы жидкость растянуть — скорость звука в ней возросла бы фантастически. Пробовали — образовалась торричеллиева пустота. А если растянуть кинетически, со скоростью хотя бы одного порядка со скоростью звука? Ведь понятно, что быстрее скорости звука зеркало границы с торричеллиевой пустотой образоваться не может. Поэтому, если кинетически вызванное растяжение жидкости с очень большой внутренней скоростью звука может существовать. то лишь в течение времени, пока оно не будет схпопнуто внешним давлением.

Слышу вопрос: пружину-то ты сам свернул в кольцо, а как же звуковая волна в жидкости примет такую прихотливую форму да еще за такое короткое время?

Тут возможны варианты. Вот два из них. Кинетически вызванное разрежение всегда будет на границе подвижной и неподвижной жидкости, и в первичном виде всегда будет искривленным. Скоростная звуковая волна внутри «кривого» разрежения центробежной

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12 ' 16 0 0 3