Техника - молодёжи 2004-10, страница 121. Слвцифиял «ссм^ыма wntw^n <ум о огС|ТСпи кери с мм 2. Лодобм лмирку npoiu«odrm«*MMparjr инттрьщру О ОТС|ТСШ«в О фятелышм длиомфф» 3 Особоимогть дтлл«льмоео прсбыдомик в зямянутом оомм О мм (ФИО-* р*«ф||*м'«пм» Свжорим* ГОЛОД* □ MOMOtQMMOCb обСКИОК*» о ямех>«*в т /ряирми'ет» 4. аеобвммость аголироваммы* ПГШФЩвгШи О рлкмом лмеомч» в. СЛЙЦЫфяМ* dAUWU«A»M0«0 ЫМЛЛ*И«««М<МО ЛШМЛМ а кмуа свободе и «рвиви* Факторы космического полета полет на Марс 1 КЦР»ИН1 rw*w»» Эстетические и психологические факторы межпланетного полета Рассмотренные данные образуют новое направление в космическом дизайне, который до настоящего времени представлял собой лишь разновидность инженерии, т.е. был чисто функциональным, или оформительского искусства (окраска отсеков, подбор цветового тона и яркости поверхностей интерьера, оборудования, рабочих мест и т.п.). В представленном здесь качестве космический дизайн не использовался ни в нашей стране, ни за рубежом. Данное направление работ можно было бы определить как создание комфортных условий среды обитания в длительном космическом путешествии. В межпланетном полете или при длительном пребывании на орбите члены экипажа космического корабля могут иметь новые информационные и сенсорные возможности, обусловленные необычными, заранее запрограммированными свойствами космического интерьера. Возвращаясь к проблеме музыкальных трансляций на борту космического корабля, следует отметить, что время и порядок исполнения мелодий в течение дня и в разные сезо ны года целесообразно соблюдать, учитывая «естест-венно-природное» построение светоцветового климата. Опыт сезонного исполнения музыки характерен для некоторых восточных культур, прежде всего индийской. Так, в Индии считается, что только при условии связи с природными циклами музыка может оказывать наиболее сильное воздействие на чувство и сознание человека. На космическом корабле соблюдение этого принципа будет способствовать также поддержанию привычных биоритмов человека, правильной ориентировке его во времени, психологической связи с Землей. Программы комплексного построения светозвукового климата для использования на космических кораблях с длительным пребыванием космонавтов (более года, как при полете на Марс еще не созданы и ждут своих исследователей. Психоаналитическая проблематика длительного пребывания в ограниченном пространстве (зимовки в Арктике и Антарктиде, плавание на атомных подводных лодках, будущие межпланетные полеты) заставляет по-новому взглянуть на организацию специнтерьера. В связи с этим особый интерес приобретают исследования влияния светоцветовых и музыкальных (цветомузыкальных) воздействий как на общее состояние, так и на эмоциональную сферу человека. Под цветомузыкой понимают художественный синтез цвета, организованного по определенным законам в виде сменяющихся во времени цветовых сочетаний, и музыки. Идея такого синтеза возникла давно: ее приписывают итальянскому художнику и музыканту конца XVI в. Дж. Арчим-больдо, сопоставившему музыкальную и цветовую шкалы и создавшему «цветовой клавесин». Первое практическое использование цветомузыки связывают с именем нашего знаменитого соотечественника А.Н. Скрябина, создавшего цветомузыкальную поэму «Прометей» (1910). Однако возможность реализовать эту идею в полном объеме появилась лишь с развитием соответствующей техники, в частности в области кинематографии и радиоэлектроники. Работы Стефан ее ку-Гоан га (1912), Фере (1904), Гольштейна (1942), Де-рибере (1959), Герарда (1958) показали, что свет определенной спектральной характеристики активизирует физиологические и психические функции человека. Сила эмоционального воздействия музыкальных произведении хорошо известна. Есть все основания полагать, что рациональное сочетание цвета и музыки может оказаться средством еще более эффективного воздействия на психику в экстремальных условиях длительной изоляции, например, в рамках планирующегося пилотируемого полета на Марс. В настоящее время выделились два основных направления в цветомузыке: одно из них предполагает автоматический «перевод» музыки на цвет посредством специальных преобразователей, другое - творческое переложение человеком музыкальной партии в визуальный ряд. Первое направление представляет собой разновидность декоративно-при-кпадного искусства, второе - как бы станковую или концертную ветвь цветомузыки. При создании интерьера замкнутых помещений могут быть использованы цветомузыкальные композиции обоих направлений. Автор, использовав в своих исследованиях второе направление - творческое переложение музыки на цвет, считает перспективными следующие этапы синтеза цвета и музыки: анализ эмоционального содержания музыкальных произведений, поиск общего цветового эквивалента музыкального произведения, составление цветных композиций на плоскости и их «оживление» на цветопроизводя-щем инструменте. В 1970-х гг. в Институте медико-биологических проблем МЗ СССР был создан совместно с киевской киностудией им. А.П. Довженко уникальный цветомузыкальный инструмент «цветовариатор». Разработав методику управления клавиатурой и съемки цветомузыкальных фильмов с его экрана, автор создал ряд экспериментальных кинороликов длительностью от 3 до 5 минут с определенным воздействием на оператора: WMX седативным (на музыку Ф. Шопена), стимулирующим (Р. Вагнера), мистического характера (А.Н. Скрябина). В дальнейшем другие исследователи продолжили эти эксперименты. Была поставлена задача исследовать влияние отдельно цвета, музыки и их сочетаемого воздействия на устойчивую работоспособность при длительной монотонной работе. Испытуемые в течение 6 ч выполняли работу с буквенно-цифровыми таблицами, требующую высокой концентрации внимания. Результаты ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 0' 2 0 0 4 10
|