Техника - молодёжи 2004-10, страница 25Тогда почему же мы без конца повторяем магические слова «белок» и «нуклеиновые кислоты»? Разве откуда-ни-будь следует, что жизнь от нежизни должна отличаться химическим составом, а не чем-либо иным? Но давайте действовать методично. В чем разница между живым и неживым - вопрос несколько преждевременный. Сначала разберемся с трупами. В чем их сходство с живыми, уже выяснили: как раз в химическом составе. А в чем различие? В том, что белки и нуклеиновые кислоты у покойника не работают по назначению, а у живого - работают. ДНК и РНК программируют и производят белки, а белки воплощают признаки организма, т.е. его структуру и функции. Кстати, какие именно? Коль скоро дело не в наличии белков и нуклеиновых кислот, а в их деятельности, то, может быть, и общие признаки живого надо искать не в его структуре, а в функциях - причем не в произвольно выбранных, а лишь в универсальных. В каких же? Повторимся: дыхание, питание, рост и даже размножение нельзя считать универсальными для живых тел. А что касается частностей, экзотики... Фантастическое разнообразие земных растений, животных, грибов, мо-нер и прочих протист обуславливает столь же гигантскую палитру функций, настолько пеструю, что обобщение крайне затруднительно. Но вот что любопытно: понятие «живое» во всех наших формулировках и дефинициях непременно соседствует с понятием «тело», «организм», «особь», «существо» и т.п. - словом, с понятием об индивиде. И, по всей видимости, дело тут не в семантике. Никакого «живого вещества», а равно и «живой материи» не существует. Органические вещества, в том числе «жиз-необразующие», могут существовать и не в форме живого организма. А коли так, сам Бог велел привязать слово «жизнь» не к тем или иным веществам, как хотел Энгельс, а к телам. Живое либо неживое - это особенность физического тела, а не материи, из которой оно состоит. Попытки «ученых» вроде О. Б. Лепешинской выделить некое особое «живое вещество» в чистом виде относятся к области околонаучных курьезов. А что общего между всеми без исключения живыми телами? Опять в глазах пестро от их многообразия. Но два свойства у них безусловно общие: конечность в пространстве и конечность во времени. Никто и никогда не встречал вечных живых тел. Даже баобаб и тот смертен. Бесконечных живых существ тоже не бывает: любое из них занимает какое-то место в пространстве. Зато на смену одному существу, чье время истекло, приходит другое. Это может совершаться примитивным разделением материнского организма на два дочерних (как у одноклеточных) или через сложную физиологическую процедуру, иногда с затейливым поведенческим ритуалом (как, например, у нерестящихся рыб). В любом случае налицо... нет, необязательно размножение, но самовоспроизведение индивида, принципиально отличное от любой разновидности воспроизведения, которую можно отыскать в мире неживых объектов. Таким образом, два действительно универсальных свойства жизни следующие: 1) она существует только в форме индивидов - термодинамически открытых систем, конечных в пространстве и во времени; 2) временная связь между обособленными во времени индивидами обеспечивается их самовоспроизведением. Именно эти два свойства - а не химический состав! - отличают жизнь от нежизни. Тогда получаем универсальное определение: жизнь есть способ существования самовоспроизводящихся индивидов. Теперь можно порассуждать, придерживаясь только фактов, а не их произвольных интерпретаций. Уточним, что делают в живом организме нуклеиновые кислоты и белки. Первые задают структуру последних и служат матрицей для их изготовления. То есть ДНК и РНК - элемент кодирующий. А белки - элемент кодируемый: они воплощают признаки, запрограммированные в генах, т.е. в нуклеиновых кислотах, и служат строительным материалом для органов и тканей. Очень может быть, что подобная парная материальная база - то, что кодирует, и то, что кодируется, - характерна для любых мыслимых и немыслимых форм жизни. Иначе непонятно, как обеспечивается существование самовоспроизводящегося индивида, будь он из белка, из пластика или из пластилина. Для индивидуальности индивиду нужны признаки, а для самовоспроизведения - их код. Причем такой, чтобы от кукушки родилась именно кукушка, а не соловей, как в фантазиях славного академика Т.Д. Лысенко. Нужен код, в точности воспроизводящий индивидуальность данного организма. Легко видеть, что обоим общим признакам живого существа соответствует компьютер. Он не случайно стал опознавательным знаком нашего едва народившегося века. И то, что этот век будет эпохой повальной, полной и безоговорочной компьютеризации всех сторон жизни общества, ни у кого не вызывает сомнений. XXI в. - век компьютеров. Сейчас популярны художественные и псевдохудожественные произведения, созданные с помощью компьютерных программ. А кроме того, произведения о компьютерах. Широта сюжетного диапазона подобной лите ратуры и кино зиждется на том, что у компьютера подчас открываются возможности, которых в него не закладывали. Отсюда недалеко до предположения, что эта не по годам умная машина в один прекрасный день обретет самостоятельность и нас же, ее создателей, крепко возьмет в оборот. Впрочем, этот сюжет уже обыгран в религии. Человек, созданный по образу и подобию Божию, объявляется тем самым камнем, который Господь сотворил и который Сам не может поднять. Компьютер, созданный человеком по своему образу и подобию (приблизительному, но все же), может стать неподъемным камнем для человека. Но... в глубине души никто в это не верит. Мы относимся к компьютеру как к расторопному и безотказному слуге, а вероятность его выхода из повиновения считаем нулевой. Еще есть мода на уподобление компьютера живому существу - разумеется, лишь в образном смысле, как метафора. Мы даже порой умиляемся способности компьютеров преподносить сюрпризы. Конечно, когда программы «глючат», это злит. И когда кто-нибудь запускает вирус в Интернет, это удручает. Но в целом неожиданно открывающиеся возможности компьютеров восхитительны. Третий модный мотив - предсказания о рождении в скором будущем некоей компьютерной цивилизации. Однако для этого неплохо бы компьютеру в буквальном, а не метафорическом смысле быть живым существом. Но, по мнению людей просвещенных, он им, конечно же, не является и не явится в будущем. Так ли? Нет, не так. Компьютер - не просто техническое устройство нового поколения или нового типа, а новая форма жизни, созданная человеком - в самом буквальном смысле. Небелковой и ненуклеиновой, но - жизни. Вероятно, для многих читателей только что сказанное прозвучало дико. Но если подойти к проблеме без предубеждения и без заранее готовых интерпретаций общеизвестных фактов, то все становится на свои места. Компьютеры вполне отвечают приведенному выше универсальному определению живого. Они термодинамически открыты, конечны в пространстве и во времени, существуют только в форме индивидов и способны к самовоспроизведению. Имеется необходимый и достаточный набор компонентов, нужных для того, чтобы получился именно компьютер, а не что-либо иное, и именно данный компьютер, а не другой. И сколь бы ни были долговечны его материалы и детали, у него есть срок службы, который можно продлить (как и человеческую жизнь), но не до бесконечности. У самих компьютерщиков прекращение функционирования компьютера обозначается малоизящным глаголом ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 0' 2 0 0 4 23
|