Техника - молодёжи 2004-10, страница 27забывают заглянуть в книжку в нужный момент!). У компьютера, в отличие от человека, нет памяти в строгом смысле слова. То, что мы у него называем памятью, в действительности - хранилище информации, которая всегда активна или легко и безошибочно активизируема. Если есть память, то есть и забвение. Компьютер же ничего не может забыть. Говорят, что и человек de facto ничего не забывает - просто какие-то вещи за давностью лет оказываются наглухо погребены под ворохом более свежей информации, и, чтобы разрыть эти завалы, приходится прибегать к сеансам гипноза, электрошоку и т.п. Клиническая смерть тоже неплохо помогает: перед мысленным взором человека проносится вся его жизнь, причем в подробностях, о которых он прочно забыл. Компьютеру клиническая смерть ни к чему, а равно и гипноз: любые данные, в него заложенные, остаются там до конца его существования и могут быть извлечены в любой момент без всякого затруднения, даже если они введены много лет назад. Информация на жестком диске может быть повреждена, искажена и даже утеряна в результате тех или иных сбоев в работе программ, но она не «забивается» более новой информацией и не «забывается». Если есть файл и есть папка, куда он помещен, значит, его всегда можно найти и открыть при наличии соответствующей программы. По мере совершенствования hard'а и soft'a мышление компьютера будет постепенно сближаться с мышлением человека. Древнейшие люди (неандертальцы etc), как принято считать, соображали с большим скрипом и через два раза на третий. Компьютер тоже пока соображает туго. Например, человек запросто выигрывает у него в шахматы, после того как досконально изучит те способности к игре, которые в него заложили. Впрочем, если их закладывал Корчной, то надо самому быть Корчным, чтобы «освоить» такого соперника и научиться его побеждать. Но, однажды натренировав себя до уровня Корчного и выяснив предел возможностей компьютера-шахмати-ста, вы уже ему не проиграете (до следующего перепрограммирования с участием Каспарова...). Ибо человек способен к самообучению, компьютер же - пока - нет. Что в него вложили, то он и умеет. Но даже и это временно. Дело в том, что любые разумные существа рано или поздно обнаруживают тенденцию к социальности. Иначе говоря - стремятся слиться в сообщество. Более того - образовать цивилизацию. Зачаток компьютерной цивилизации уже имеется в наличии: Интернет. Мысль сия отнюдь не нова и не оригинальна, но толкуют ее сплошь и рядом неверно. Почему-то компьютерная цивилизация в нынешней ее зачаточной фазе видится людям как сообщество людей, у которых есть компьютеры и в чьих домах протянуто оптоволокно (или, на худой конец, есть модем). Это весьма забавный логический подвох, на который ловятся буквально все. Никому и в голову не приходит рассматривать Интернет в качестве сообщества самих компьютеров. Отчасти это правильно. Пока говорить об Интернете как о социуме компьютеров преждевременно. Общаются «через сетку» именно люди, т.е. владельцы компьютеров, а не сами последние. Но базы информации, куда лазают люди, подключившись к «сетке», хранятся в компьютерах, а не у людей. И если кто-то что-то откуда-то скачал себе на PC, то в PC оно и разместилось. Правда, тут подводит семантика: из того, что информация находится в компьютере (а не у компьютера!), следует не то, что он же ею и обладает, а лишь то, что он служит ее вместилищем и средством ее обработки для настоящего владельца - человека. Да, пока - подчеркиваю, пока - так оно и есть. Но со временем, по мере роста индивидуальности и автономии самовоспроизводства компьютеров, положение изменится. Не случайно сказано: кто владеет информацией, тот владеет миром. Какие формы примет упомянутый рост индивидуальности и автономии? А такие, что новую форму примет сам компьютер. Не знаю, как вы, дорогой читатель, а я лично, глядя на блистающие биодизайном современные системные блоки и роскошные мониторы, поражаюсь примитивизму и архаичности увиденного. Ведь когда-нибудь - и скоро, очень скоро - и о пятом, и о шестом, и о десятом Pentium'e скажут: каменный век! Мне эти гробы напоминают картинку из детской книжки про палеонтологию: реконструкция стрекозы Бог знает сколькимиллионолетней давности по отпечаткам на камне. Вообще непонятно, как это могло летать! Все кривое, косое, громоздкое, непропорциональное, неэргономичное, да еще зачатки третьей пары крыльев, от которой эволюция мгновенно отказалась как от бесперспективного элемента летающей конструкции. И как поднять такое в воздух? А как оно будет держать направление полета? На лету охотиться за добычей?!.. Я, собственно, вот о чем. С точки зрения биофизики, современная стрекоза есть самый совершенный из всех мыслимых вариантов летательного аппарата. Конструкция ее фюзеляжа продумана до мелочей и отточена до безупречности, маневренность невообразима, скорость впечатляет, а координация работы передних и задних крыльев мышечная. Не за счет каких-то отростков на одном крыле, цепляющихся за другое (jugum и/или frenulum), не за счет загнутого тыльного края переднего крыла, цепляющегося за две первые жилки (costa и subcosta) заднего, а только за счет двух независимых мускульных приводов, идеально скоординированных между собой! Это и есть совершенство, поражающее воображение. Да, но с чего это совершенство начиналось сотни миллионов лет назад? А с того самого слезного позорища, описанного двумя абзацами выше. С нескладной, громоздкой, малоэффективной конструкции, с первого блина, вышедшего комом. Нынешний компьютер - такая же громоздкая, неэргономичная, архаичная конструкция, как та древняя стрекоза с огромными нескладными крыльями, работающими вразнобой. Но подредактировать ее форму, заменить явно противоестественные и не подобающие живому существу компоненты (системный блок, монитор, клавиатуру, мышь) на что-нибудь более биологичное - и дальнейшее функциональное совершенствование компьютера как живой системы пойдет гораздо быстрее. Возможно, кто-то скажет, что это моя фантазия. Если и фантазия, то не моя. Это грандиозный американо-япо-но-франко-германский проект, опубликованный в 2000 г. Не я, а его авторы высказались по всем перечисленным выше пунктам и еще по многим другим. Суть проекта кратко сводится к разработке компьютеров принципиально нового дизайна с голосовым вводом информации. Согласно прогнозам и последним слухам, лет через 15 сей проект обретет плоть и кровь. И тогда стрекоза полетит, как ей положено летать, а не как раненая цапля. Тогда, надо полагать, никто уже не усомнится, что компьютер должен быть отнесен к живым существам по праву. п ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 0' 2 0 0 4 25
|