Техника - молодёжи 2004-10, страница 63

Техника - молодёжи 2004-10, страница 63

теж также приписывается этому архитектору. И хоть там он фигурирует как «проект неизвестного деревянного... моста», — подшит в Строгановском альбоме номер один, где собраны чертежи и планы Марьино.

На огромной территории в 13453 десятины (более 15000 га), принадлежавшей Строгановым на берегу Тосны, находилось множество деревянных мостов, часть которых была построена еще до 1814 г. Судя по сохранившимся рисункам, многие из них повторяли традиционные древние формы русских ряжевых мостов, другие относились к подкосным и ригельно-подкосным системам, имелись плотины. В создании многих из них архитекторы могли не принимать участия, потому как создавались они безвестными крепостными мастерами. Имена лишь некоторых строителей дошли до нас. Это - земляные подрядчики Иван Волков и Иван Серой, каменотес Иван Фино-генов, мастер малярного цеха Николай Кадников, подрядчик Данила Михайлов, крестьяне Ефим Матвеевич и Андрей Матвеевич Кокаревы. Боль-

отметить, что за редким исключением мосты, срисованные с натуры и изображенные на проектах, не совпадают друг с другом.

Так, к примеру, на одном рисунке -удивительное сооружение трехпро-летного каменного балочного мостика, выполненного в виде архитравного перекрытия. Редкий пример непосредственного перенесения классического ордера из гражданской архитектуры в мостостроение.

А вот еще лист: ажурный деревянный мостик, переброшенный через ручей. Конструкция его очень проста и вместе с тем необычно изящна: две легкие подъемистые арки с низко опущенными пятами, опирающимися на две каменные горизонтальные плиты. К счастью, на этой акварели Есаков изобразил на мостике двух людей, что позволяет соотнести масштаб акварели с натурой. На с. 60 приводится реконструкция этого сооружения, выполненная автором по акварели художника.

В документах часто упоминается какой-то деревянный Чертов мост длиной в 10 саженей (более 21 м).

рево. Во время проводившихся здесь раскопок были обнаружены остатки деревянных свай. От каменных мостов, существовавших на территории усадьбы, часть устоев в земле вполне могла сохраниться. Однако для раскопок надо точно определить их местоположение. Не исключено, что ответы на эти вопросы находятся в фонде музея-усадьбы Марьино за двадцатые годы двадцатого столетия, который хранится нынче в Новгородском областном архиве, куда нам пока не удалось добраться. Возможно, там сохранились рисунки и фотографии если не всех, то хотя бы части гидротехнических сооружений, планы.

И сразу встает другой вопрос: кому воссоздавать эти мосты? Кто будут делать проекты? Организации, специализирующейся на восстановлении старых мостов в принципе не существует. Но... Марьино без мостов - не Марьино.

В первую очередь необходимо отреставрировать сохранившийся мост. Имеются все возможности воссоздать мостик против правого кры-

шую работу явно нерядового характера выполнял садовник Василий Паркачев.

Ряд гидротехнических сооружений — шлюзов, плотин, деревянных мостов строил инженер Зандрок в ходе работ по созданию системы осушительных и транспортных каналов в усадьбе.

На плане, сделанном, по-видимо-му, к началу десятых годов XIX в. еще до перестройки усадьбы, указано около двадцати мостов. Всего же на весьма заболоченной территории, принадлежавшей Строгановым, насчитывалось 35 рек и ручьев, из которых после Тосны наиболее крупные -Пялья и Ушачка. Эту территорию в то время пересекало около десяти более или менее крупных дорог, и каждая требовала мостов. Общее их количество в усадьбе, включая транспортные и парковые, составляло, по всем данным, не менее сотни. Сохранился же один единственный. В Русском музее в двух Марьинских альбомах - более 30 изображений и проектов мостов, еще пять - в Академии Художеств. При этом интересно

Что это за сооружение, пока неизвестно.

А вот еще один вычурный мостик: трехарочный из гранитных блоков, уложенных «в шубу», с китайской беседкой наверху.

О Марьинских мостах можно рассказывать бесконечно. К сожалению, пока не удалось обнаружить ни изображения, ни описания мостика, который находился напротив правого крыла усадебного дома. Учитывая, что симметрия была одним из краеугольных камней классической композиции, можно было бы предположить, что он был подобен сохранившемуся. В архиве, правда, обнаружена бумага, датированная 20 мая 1842 г. и подписанная плотником Никитой Стахеевым, в которой последний обязуется «существующий ныне пешеходный мостик через пруд, что против каменного дома, сломать и сделать вместо оного новый по плану и указаниям архитектора. Вероятно, разговор идет именно об этом сооружении. Отсутствие остатков устоев в земле может говорить о том, что материалом для моста служило де

ла здания и арочный мостик в парке. О деревянных сооружениях разговор особый. Они вполне могут быть выполнены из современного долговечного материала - клеевой антисепти-рованной древесины. Опыт таких работ имеется. В 1980 - 1981 гг. в Ленинграде была произведена уникальная реконструкция Лаврского моста через речку Монастырку. При воссоздании этого арочного деревянного моста использовались те же конструктивные и архитектурные формы, в которых он был построен в тридцатые годы XIX в. и простоял почти полторы сотни лет. Только вместо пропаренного бруса была применена клееная облагороженная древесина.

К сожалению, мы так и не сумели с уверенностью ответить, кто же все-таки автор Марьинских мостов, кто конкретно какой строил. Остается лишь надеяться, что когда-нибудь удастся восстановить их мосты.

Ну, а пока... пока поиск продолжается ! п Фото Е. КРАЕВА, Рисунки Александра ПРОСКУРЯКОВА

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 0' 2 0 0 4

61