Техника - молодёжи 2004-10, страница 62

Техника - молодёжи 2004-10, страница 62

совка, выполненная тушью и акварелью. Другой лист представляет собой эскизный проект моста - водопада. На нем имеется изображение этого жетрехпролетного моста. Судя по акварели B.C. Садовникова и другой, неподписанной, водопады в натуре были сделаны несколько иначе. И если обнаруженные листы еще не дают возможности назвать Колодина автором моста, они, несомненно, подтверждают интерес архитектора к нему и говорят о его возможном участии в проектировании. Отметим,

то найден. Но не будем спешить с выводами.

Есаков не архитектор, не инженер, не строитель. Он лишь художник, да и то, по мнению некоторых специалистов, весьма посредственный, даром что академик. И однако...

В весьма серьезном издании, называемом «Сообщения Государственного Русского музея», за 1957 г. в статье «Ермолай Иванович Есаков» написано: «Есаков помогал Колодину в разработке форм садово-парковой архитектуры». Значит, его рисунки

ре исполнения, они могут принадлежать Колодину. Во всяком случае ясно, что человек, проектировавший дом, принимал определенное участие и в создании моста через Поваренный ручей.

Как и в предыдущем случае, перечисленные находки не дают все-таки возможности точно определить автора моста. Да и был ли он один - этот автор? Многие мостовые сооружения чаще всего являются плодом коллективного творчества архитекторов, художников, крепостных мастеров, как, впрочем, и весь комплекс Марьино. А это значит, что если не в строительстве, то в проектировании мостов могли участвовать едва ли не все архитекторы, работавшие в усадьбе, начиная с Воронихина и далее...

Эта мысль подтвердилась в музее Академии Художеств. Там находятся два мостовых чертежа, подписанных А. Никитиным. Они носят, без сомнения, архитектурный характер, однако выполнены на высоком инженерном уровне. Один из них изображает деревянный арочный мост на свайных

Вид по А - А

7Х

Реконструкция по акварели Е.И. Есакова (?) «Вид Руины и моста, снятый от оврага» ГРМ, р27990. Размеры в сантиметрах. Условные обозначения: С - сажень; а - аршин; в - вершок. Чертил ГузевичД.Ю. Март 1984 г.

что в настоящее время на этом месте высится довольно безликое железобетонное сооружение.

Теперь вернемся к сохранившемуся мосту. В этом же альбоме есть еще несколько сохранившихся листов. На двух из них стоит подпись: «Ермолай Есаков. В селе Марьино 1816 г.». Третий, выполненный в такой же манере, — без подписи. Все рисунки изображают парковые мосты. В отличие от других акварелей Есакова, обычно фотографически точных, эти работы весьма схематичны. По-видимому, они не были писаны с натуры, а служили эскизами к проектированию. Во всяком случае, подшиты они все-таки в Марьинском альбоме номер 4, где собраны в основном проекты, и датируются 1815 г., когда парковые мостики эти только начинали создаваться.

На одном из двух листов изображен мостик из дикого камня пролетом около 6 м с весьма пологой аркой, очерченной по дуге круга. И если вглядеться в рисунок, очертания покажутся знакомыми. Хотя различия в конструкциях и формах есть, и немалые, что это фантазия художника на одну и ту же тему.

Итак, если предположение верно, Есаков явно участвовал в проектировании сохранившегося моста? Следовательно, один из авторов как буд

Слева на право: общий вид моста со стороны входного оголовка, входной оголовок, выходной оголовок

вполне могли сыграть роль предварительных эскизов для дальнейшего проектирования.

Вот еще любопытная деталь: тот же мотив - легкая арка из дикого камня - фигурирует в уже упоминавшемся колодинском проекте водопада. И действительно, сразу за обнаруженным мостом оказался небольшой каскад. Правда, по всей вероятности, Колодин проектировал водопад не на Поваренном ручье, а на реке Пялье, несколько ниже по течению. Но в процессе строения все могло измениться.

Далее поиск привел нас в музей Академии Художеств, где удалось обнаружить несколько ранних чертежей Марьинского дома, сделанных еще под впечатлением воронихин-ских проектов. На двух из них имеются изображения одноарочных каменных мостов приблизительно на месте сохранившегося, но совершенно непохожие на них. Видимо, это неосуществленные варианты проекта. Чертежи не подписаны, однако, как считает хранитель музея В.К. Шуйский, основываясь на мане

опорах, другой - мост-плотину на каменных опорах с очень пологими деревянными арками, раскрашенными под камень. Как утверждает В.Н. Рах-манина, Никитин работал в усадьбе только в 30-е гг. XIX в. Если это так, то мосты в усадьбе продолжали не только ремонтировать, а и строить вплоть до смерти хозяйки. Сохранился ряд смет на постройку каскада и мостов. Они подписаны архитектором П.С. Садовниковым.

Предположение об участии в проектировании мостов Воронихина также подтвердилось в музее. В нем находится неподписанный проект деревянного арочного моста пролетом 13,7 м при полной длине - 216 м. Судя по размашистой, уверенной манере исполнения и карандашным пометкам лист принадлежит именно Воронихину. Подобная конструктивная форма неоднократно повторяется им и для Строгановского парка в Петербурге, и в проектах неизвестных металлических мостов.

Догадки об авторстве проекта нашли подтверждение в книге Г.Г. Грима «Архитектор Воронихин», где чер

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 0' 2 0 0 4

60