Техника - молодёжи 2005-11, страница 7еие: в случае неуплаты всего долга (1600 гульденов + проценты) вся типография поступает в полную собственность кредитора. Гутенберг с условиями согласился. Работа типографии шла успешно, и в дело в качестве подмастерья приняли Петера Шеффера, бывшего до того в Парижском университете переписчиком (каллиграфом). Петер быстро не только усвоил во всем объеме искусство Гутенберга, но внес свои усовершенствования. Не имея охранной грамоты (в Англии патенты стали выдавать в 1623, во Франции в 1 790, а в Пруссии в 1815 г.), Гутенберг организовал группу людей, которые изготовили сотни металлических брусков -литер для воспроизводства готического шрифта, применявшегося в рукописях. Гутенберг их гравировал в зеркально отраженном виде на твердой металлической палочке — пунсоне; затем, ударяя по ним молотком, получал оттиски букв на мягкой медной пластинке — матрице, получая прямое изображение. Матрицу один из его помощников заливал жидким сплавом и после охлаждения извлекал из нее брусочек, на торце которого находилась буква-литера, но уже вновь в зеркальном виде. Литеры набирались в любом порядке в специальной рамке — странице, с помощью которой печаталось нужное количество экземпляров. Затем в рамке набирался текст очередной страницы — и так далее, по одной страничке за один раз. Судом также установлено, что с металлической техникой Иоганн познакомился в детстве, так как его отец Фри-ле Генсфлейш контролировал чеканку майнцской монеты. Для осуществления задуманного книгопечатанья Гутенберг, во-первых, изобрел изложницу для заливки матриц металлом, во-вто- рых, разработал типографский сплав и краску — специально для металлического шрифта и, в-третьих, сконструировал мощный пресс, прижимавший к этому шрифту бумагу. Гутенберг заявил, что при конструировании печатного пресса использовал известный винный пресс, которым давили виноград. В прессе соединялись две горизонтальные плоскости: на одной устанавливался наборный шрифт, к другой прижималась бумага. Ответчик Гутенберг также сообщил суду, что начал трудиться над своим изобретением в Страсбурге, а завершил в Майнце. Б обоих городах подвергался судебному преследованию за долги. На реплику ответчика «за что?» — ответил, что Страсбургский духовный суд а 1436 г. рассматривал жалобу молодой особы о нарушении им, Гутенбергом, брачного обещания. Ему удалось отстоять свою свободу. Другой суд связан с первым: свидетель жалобщицы Клаус Шотт был обруган им как наемный лжец. LUott подал иск в суд, который обязал меня, Иоганна Гуттенберга, выплатить истцу штраф в сумме 15 гульденов. «Мой замысел, — заявил Гуттен берг, - направлен на создание богослужебной книги, Я знаю, что долг платежом красен, и обязуюсь вернуть Фу сту деньги после продажи всего тиража Библии. Утверждаю, что являюсь автором всего типографского процесса. Полагаю, что книгопечатание подвижными литерами быстро распространится по всей Европе, и прошу перенести срок возврата долга». Истец фуст пояснил суду, что он и Гутенберг пытались сохранить в тайне сделанное изобретение, так как оно Первопечатник за работой, гравюра подрывало основы деятельности переписчиков Библии, способных пойти на все, лишь бы сохранить свое ремесло. Опасаться приходилось и духовенства, в руках которого была монополия на чтение и письмо. К тому же известие о новом способе размножения книг немедленно привело бы к падению их стоимости. Вот почему книги выдавали как рукописные. Фуст просит суд заслушать свидетеля Шеффера и взыскать с ответчика всю ссуду с процентами - 2026 гульденов. Свидетель Петер Шеффер сообщил суду, что он рисовальщик и является учеником Гутенберга, Благодаря его стараниям шрифт в книгах учителя стал изящнее. Ему удалось изобрести надежные стальные пунсоны, а также сплав для отливки литер - свинец и сурьма. Рассказал суть процесса изготовления литер и просит признать его соавтором ► ЕВРОПЕЙСКОМУ КНИГОПЕЧАТАНИЮ 560 ЛЕТ Иоганн Гутенберг ни в одном из сво их изданий не оставил каких-либо пометок, которые дали бы возможность абсолютно точно установить место и время выхода в свет первых печатных произведений. Но по давно сложившей ся традиции начало европейского книгопечатания отсчитывают от 1440 г Дата эта, конечно, условна. Многие исследователи считают первенцем гутенберговской печати так назы- Мастерская первопеча/ника (реконструкция) ваемую «Сивиплину книгу з и датируют ее появление на свет 1444 1445 гт Полностью книга эта не сохранилась, уцелел лишь частично листок из нее, обнаружен ный в конце XIX в. в переплете старинной книги, Формат листка - 9x12,5 см. На ка ждой его стороне отпечатано по одинна дцать строк готического текста — всего 22 строки, содержащих 28 изречений, В книговедении этот обрывок получил название «Фрагмента о Страшном суде'-. «Сивиллина книга» представляла собой сборник предсказаний странствующих прорицательниц — сивилл. Сборник содержал раздел, в котором повествова лось о^последнем суде», который свершится перед «концом света>' над грешни ками за содеянные ими преступления. Из этого раздела и был тот листок. Пол ный формат «Сивилпиной книги»- предположительно составлял 16x22 см, а ее объем не превышая 28 страниц (рукопи сный текст книги содержал 750 изрече ний). Сказать что либо о ее художествен НО'Технической! оформлении весьма чатруднительно. Листок г "Фрагментом 0 Страшном суде» совсем не блещет вы соким полиграфическим исполнением. ШКПЫ1 шрцгюшшсодог огшиш gtbr Sir ашс mftbbrabt tabim J5ir BotnrcnfeanttimcbfbKbtrtnptftma гаадйййЬеадЫЛгОогйдойШ anptGtfti t jfrittu e mil to urtri fprtrtita* Юп tofl etlc tartar rerftra Dir nit gt* fifltr tm mitlc itn йго mi I ft gtuf timet pin Bum Htm gulf ffe&f fcpmt fort? onmiifllrtr£j;tottmrttfona(lEDing ?>ifmfl mtrlt flffitjattr fine £zugmt unratctt aucb 211 airtt fllsme» raol Лист Фрагмента о Страшном суде■> Ему присущи все общие недостатки многих пробных оттисков: строки набо ра "Не держат линию - ("буквы прыгают вверх вниз), слабо пропечатаны отдель ные участки набора i'nart ."-mj. литеры пазного роста) и др Среди других ранни/ произведений гутенберговской печати — «Донаты." (пособия по грамматике латинского языка}, "Астрономический календарь». Их выход в свет датируется периодом г 1445 по 1450 г. ТМ 5 |