Техника - молодёжи 2006-01, страница 42

Техника - молодёжи 2006-01, страница 42

40 12006 №01 ТМ

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

в течение времени, указанного в паспорте костюма. Если в каком-то месте под одеждой температура зашкаливает, мы советуем производителю дополнительно усилить его теплозащиту.

...Пока я с фотокамерой в руках ищу для себя укрытие с выгодным ракурсом, Александр Черпаков зажигает запальные факелы. «Приготовиться! Огонь!»

Газ с шипением вырывается «залпом» из нескольких горелок, и на несколько секунд подвешенный на крюке серебристый человечек тонет в море огня. Хорошо, что он неживой'

... Кстати, о «живых термоманекенах»...

...На стене в кабинете Владимира Ивановича Логанова фотографии двадцатилетней давности. На снимках он сам с несколькими из тогдашних своих сослуживцев — в обгоревших костюмах с черными от копоти лицами.

— Термоманекенов тогда у нас не было, вот и испытывали пожарные костюмы на себе,— просто поясняет

Эластичный рукав безопасного спуска людей при пожарах верхних этажей

Владимир Иванович.— Это после испытаний в Перми, обожглись тогда здорово, но молодые были — все было нипочем! — улыбается он.

СВИНЦОВЫЕ ТРУСЫ ДЛЯ АТОМНЫХ ПОЖАРНЫХ

—До середины 80-х считалось, что создавать носимую защиту от радиации бессмысленно, — рассказывает В.И. Логинов. — Мол, обложи человека по кругу свинцом — он и ходить не сможет, не то что работать. Но ученые РАН доказали, что мягкая радиационная составляющая гамма-излучения дает до 49% всего облучения. А от этой составляющей можно защититься материалами с небольшим добавлением свинца — то есть одеждой, вес которой приемлем для обычного человека. От жесткой радиации это не спасет. Но если мы «убираем» мягкую компоненту гамма- излучения и защищаем от радиационного ожога бета-излучения, то в целом понижаем на единицу степень радиоактивного поражения человека. А это, как показал Чернобыль, немало.

Начиналось все еще в 60-х гг. прошлого века, когда советские медики по авариям на атомных подлодках начали изучать влияние радиации на организм человека. Богатый материал, накопленный в этой сфере, сильно пополнился после аварии на ЧАЭС. Чернобыль подстегнул само создание защитного костюма. Собрали весь накопленный материал и за 10 — 15 лет с 1987 г. создали несколько вариантов этого костюма. Модификация, выпущенная в середине 90-х, получила название СЗО (специальная защитная одежда). Этот секретный тогда костюм испытали и кардинально доработали. Так появился не имеющий аналогов в мире российский костюм РЗК (ради-ационно-защитный костюм). Его создавали ОАО «Пожтехсервис», Лаборатория атомного ядра ИЯИ РАН, Военный университет радиационной, химической и биологической защиты (ВУРХБЗ), НИИ эластомерных материалов и изделий и, разумеется, ВНИИПО. Без этих организаций невозможно было бы создать столь уникальное изделие.

Испытание пожарной каски на ударном

стенде

— Особенность РЗК в том, что в нем впервые применены резиновые сви-нецсодержащие материалы, — рассказывает один из основных разработчиков костюма Сергей Семёнов. — На Западе такого нет Правда, у них кардинально лучше радиационная защита атомных предприятий, и поэтому считается, что такой костюм не понадобится. А у нас он пользуется спросом. ВНИИПО разрабатывал ТЗ на сам костюм и все его составляющие, начиная с материалов. Наши специалисты создали и верхний огнезащитный слой костюма, ограждающий не только от пламени, но и от радиоактивного ожога бета-излучений. А затем мы испытывали его огневым и тепловым воздействием. После этого РЗК проходил испытания на Нововоронежской и Запорожской атомных станциях.

Рассматриваю ярко-желтый костюм РЗК, проходящий как раз сертификацию во ВНИИПО. Мощный, почти как у космического скафандра головной шлем, тяжелый фартук для защиты щитовидки. Свинцовые трусы из черно-юморных анекдотов — неотъемлемая и отнюдь не шуточная часть этих костюмов. Замечаю, что каждая часть костюма независимо от размера весит по-разному. Даже в одной детали есть утолщения и «утоныиения»

— Именно так, — откликается старший научный сотрудник Ирина Игнатова. — Толщина и структура частей, или «зон», костюма дифференцирована по рекомендациям медиков — в зависимости от расположения внутренних органов человека, На спинной мозг — требуется одна толщина и структура материала, а на руки — совсем другая. Если сделать весь костюм по «максимуму», то в нем тяжело было бы и шаг ступить.

Кстати, РЗК стал основой для разработки и выпуска с подачи ВНИИПО ряда других защитных костюмов. Например, химических. Ведь материал, из которого он сделан, стоек к кислотам и щелочам, а система жизнеобеспечения и другие элементы РЗК четко продуманы совместно со специалистами ОАО «Пожтехсервис».

Рожденный чернобыльской трагедией, этот уникальный костюм стоимостью в 150 тысяч рублей выпущен и продан уже в количестве около 100 штук — на российские атомные станции. По словам разработчиков, он рассчитан на то, чтобы обеспечить выживаемость пожарных при ликвидации аварии, подобной катастрофе на ЧАЭС.

Проведенные теоретические исследования, подтвержденные многочисленными испытаниями, показали, что РЗК ослабляет в 80 раз воздействие бета-излучения с энергией 2МэВ и в три раза воздействие мягкого гамма- и рентгеновского излучения с энергией 200 кэВ. Кроме того, костюм обеспечивает защиту от теплового потока до 5 кВт/м2 и работоспособен при температуре окружающей газовоздушной среды до 1500"С.

Стенд с термоманекеном