Техника - молодёжи 2006-05, страница 45www.tm-magazin ,ru 43 на с капитана королевских мушкетёров. Прочитав пьесу, король узнал в главном её герое д'Артаньяна и, спасая его самолюбие, попросил Мольера переработать пьесу. Но даже в изменённом варианте современники без труда узнали в Журдене графа д'Артаньяна. Чего стоит один только халат турецкого шёлка, в котором герой Мольера предстаёт перед учителем музыки и учителем танцев в самом начале комедии. В точно таком же шёлковом халате, подбитом зелёным сатином, д'Артаньян, изображавший большого вельможу, встречал визитёров в своём доме на Паромной улице, чем вызывал немало насмешек со стороны парижан. Благодаря сохранившейся в Национальном архиве инвентарной описи имущества гасконца, составленной после его смерти, мы находим в его гардеробе зелёный бархатный камзол в комплекте с красными панталонами, который высмеял Мольер в «Мещанине». Весьма точно драматург очертил и круг интересов д'Артаньяна, который, подобно Журдену, признавал из всех великосветских наук лишь фехтование, танцы и музыку, а из всей философии знал лишь пару фраз по-латыни. — Я вспыльчив, как сто чертей, — говорит в комедии Жур-ден,— и никакая этика меня не удержит: я желаю беситься, сколько влезет, когда меня разбирает злость. А вот что писал д'Артаньян Лавуа, объясняя свою ссору с господином Монживро, служившим под его началом в Лилле: «Быть может, я чрезмерно вспыльчив, но ничто не укротит мою злость и не заставит меня перестать беситься, пока к тому есть причина со стороны господина Монживро». Очевидно, Мольер вложил в уста Журдена слова заносчивого Шарля де Баца. Так же, как мольеровский мещанин, д'Артаньян стремился свести дружбу со знатными сеньорами. Подобно Журдену, он готов был ссудить последние деньги любому, кто, подчёркивая его фальшивое графское достоинство, величал Шарля де Баца «ваше сиятельство». Например, он несколько лет за свой счёт содержал кузена Жозефа де Мон- тескью, который в действительности и был графом д'Артаньяном, но, приходя просить денег с подобострастием называл капитана королевских мушкетёров «господин граф». То, что великий Мольер списал своего мещанина с д'Артаньяна, особенно заметно в двух эпизодах пьесы. Во-первых, в тайной страсти Журдена к маркизе Доримене, а, во-вторых, в истории с его возведением в мамамуши. В 1666 г. при дворе поползли слухи, что д'Артаньян покорил сердце одной из знатнейших дам королевства. Их источником оказался сам гасконец, который с удовольствием рассказывал о своих любовных похождениях. Потом, правда, выяснилось, что эта особа, подобно Доримене, ничего не знавшей о страсти к ней Журдена, даже не подозревала о нежных чувствах Шарля де Баца. В начале этого же года, когда д'Артаньян ещё состоял в должности лейтенанта королевских мушкетёров, скончался президент счётной палаты, освободив придворную должность капитана маленьких собачек для охоты на косуль. Людовик XIV решил упразднить её за ненадобностью. Но не тут-то было. Шарль де Бац обратился к королю с просьбой отдать эту должность ему. Гасконец так настойчиво просил об этом короля, что тот, в конце концов, уступил. д'Артаньян на радостях пышно отпраздновал своё вступление в должность. Он придумал для себя неимоверный костюм в восточном стиле, который окрестил формой «капитана маленьких собачек». Такое мелкое тщеславие пятидесятилетнего мужчины вызвало шквал насмешек. Не выдержав издевательств, Шарль де Бац через три недели отказался от должности. Но ярость его была столь сильна, что он затеял несколько ссор при дворе, едва не закончившихся дуэлями. В конце концов, чтобы утихомирить разбушевавшегося гасконца, король в сентябре 1666 г. назначил его капитан-лейтенан-том королевских мушкетёров. Вся эта история сильно напоминает эпопею мольеров-ского Журдена с вступлением в мамамуши. Обоими движет тщеславное желание получить нелепое звание. Даже восточный наряд мещанина при посвящении в мамамуши похож на одежду гасконца при вступлении в должность «капитана маленьких собачек». Перечислять черты, свойственные и Шарлю де Бацу, и мольеровскому Журдену, можно и дальше, но уже названного вполне достаточно, чтобы понять: прототипом мещанина стал именно д'Артаньян... История Франции XVII в. знает людей неизмеримо более крупного масштаба, нежели Шарль де Бац. Но в то время, как память о них практически исчезла, образ храброго, верного и благородного, но одновременно тщеславного и заносчивого де Баца продолжает жить на страницах «Трёх мушкетёров» и «Мещанина во дворянстве». Парадоксальное соединение, казалось бы, несовместимых качеств, привлёкших внимание двух величайших художников Франции, даровало настоящее бессмертие капитану королевских мушкетёров Людовика XIV. ОИ на поинпвской Продажа копировальной техники RICOH Техническое обслуживание и ремонт копировальной, множительной и факсимильной техники RICOH Обеспечение расходными материалами для офисной техники ведущих производителей CANON, KYOCERA. HP. SHARP, EPSON. PANASONIC, XEROX 125171, Москве, Ленинградское шоссе, д. 16 Тел.: 156-1638,156-4174,156-4034 http: www.lvk-rkoh.ru е-таИ: lvkClvk-ricoh.ru |