Техника - молодёжи 2006-07, страница 26

Техника - молодёжи 2006-07, страница 26

24 2006 №07 ТМ

ВОЕННЫЕ ЗНАНИЯ

МОРСКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ

В ОБЪЯТИЯХ «ПОДВОДНЫХ ТЕЧЕНИЙ»

Сергей АЛЕКСАНДРОВ

Прошедший 2005 год был ознаменован событием, хотя и получившим свою долю внимания средств массовой информации, однако на фоне других несколько затерявшемся. А между тем... Начались — и успешно — летные испытания первой межконтинентальной баллистической ракеты, полностью созданной уже в России, после развала СССР!

В середине 1980-х советский ВМФ получил новые атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения проектов 667БДРМ «Дельфин» (7 кораблей) и 941 «Акула» (6). Обе серии были — одновременно! — спроектированы одним главным конструктором (Сергеем Никитичем Ковалевым) в одном КБ («Рубин»), построены на одном заводе («Северное машиностроительное предприятие»), имели двухкорпусную архитектуру и по два атомных реактора. Но все остальное... Впрочем, наш журнал рассказывал об этих субмаринах в 2003 г.

Такая разница была обусловлена «главным калибром» подводных крейсеров. И хотя они тоже были созданы в одном КБ (возглавлявшемся В.П. Макеевым КБ Машиностроения в Миас-се), общими у них были только назначение и дальность.

МБР Р-29РМ стала дальнейшим — предельным — развитием семейства баллистических ракет подводного базирования на жидком топливе, разрабатывавшихся с начала 1960-х гг В их активе — впервые достигнутая для ракет, запускаемых из-под воды, межконтинентальная дальность, качественный рывок в точности благодаря системе астрокоррекции. При стартовой массе40,3т Р-29РМ (онажеЗЗ-Ы-23 или РСМ-54) доставляет 4 или 10 боеголовок индивидуального наведения суммарной массой 2,8 т на дальность не менее 8300 км.

МБР Р-39 комплекса Д-19 «Тайфун» (американское название SS-N-20, открытое отечественное — РСМ-52) создавалась как ответ на американскую стратегическую морскую систему «Трайдент». Совместное давление заказчиков (флота) и государственного руководства (лично Д.Ф. Устинова) пробило отчаянное сопротивление миасского КБ, и ракета стала твердотопливной.

Резоны военных (не только моряков) общеизвестны и понятны: компоненты жидкого топлива никогда не были подарком для эксплуатационников. Освоение жидкого кислорода потребовало в нашей стране, без преувеличения, технологической революции (связан-

Стратегический подводный крейсер проекта 667БДРМ — представитель 5-й (!) модификации «проекта 667». Конструкторы «вытянули» все, что можно, без перестройки цехов, на отработанных технологических процессах...

ной в первую очередь с тем, что криогенная техника требует высокой технологической дисциплины, что никогда не было чертой нашего национального характера...), а о его применении на кораблях после недолгого, но бурного периода «эксплуатации» подводных лодок проекта 615, заслуженно прозванных зажигалками, моряки и слышать не хотят. А если не кислород, то — яды и кислоты, с равным успехом разъедающие как кожу и легкие, так и неспециальные сплавы и обычную резину...

Далее, ЖРД — довольно сложный агрегат, запуск которого представляет собою длинную последовательность операций, выполняемых в строгом порядке крайне нагруженными механизмами в разных частях ракеты и стартового устройства. Все это требует времени, и считается, что в боевых условиях его может не хватить.

Однако у Виктора Петровича Макеева, последовательно сопротивлявшегося переходу на твердое топливо, были обоснованные возражения (кстати, они остаются и по сей день).

Начнем с того, что твердое топливо тоже имеет определенные эксплуатационные проблемы. Ведь оно по сути — резина (горючее), в которой равномерно распределены крохотные кристаллики окислителя и тончайшая металлическая пыль (повышающая теп

лоту сгорания). Жителю нашей страны не нужно объяснять, ЧТО происходит с резиной при характерном для средних российских широт годовом колебании температуры... А каждая трещинка в монолитной шашке твердотопливного заряда практически однозначно ведет к взрыву.

В этой связи — любопытная история. Как известно, согласно Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, американские «Першинги-2» подрывались, а вот часть (72 штуки) советских РСД-10 уничтожалась «методом пуска». В присутствии американских экспертов. Очевидцы рассказывали, как лица заокеанских гостей вытягивались чуть не прямо пропорционально числу безаварийных пусков ракет, до 10 лет эксплуатировавшихся в Забайкальском военном округе, — а отказов не было. В состоянии глубокого шока американцы признались, что при отстрелах серийных твердотопливных ракет аварийность 30% У НИХ считается нормальной.

Но, конечно, главным недостатком твердотопливных ракетных двигателей была и остается меньшая, чем у ЖРД, энергетическая эффективность. Скорость истечения продуктов сгорания твердого топлива в полтора-два раза меньше, чем жидкого. Соответственно, при тех же дальности и грузоподъемности возрастает стартовая масса. Что и продемонстрировали Р-29РМ и Р-39...

При полезном грузе (забрасываемом весе) 2,55 т стартовая масса твердотопливной ракеты достигла 84 т, а ракетно-стартовая система, уменьшающая нагрузку на лодку при старте и обеспечивающая пуск с любой глубины, добавляет еще 6 т.

Если у Р-29РМ боевое оснащение можно менять, то для Р-39 существует только один вариант — 10 боеголовок. Создание планирующей, маневрирующей боеголовки для нее было запланировано, но работы прекратили в начале 90-х.

Возможно, ухудшение характеристик Р-39 было бы не столь катастрофическим, но... было принято еще одно решение, казавшееся обоснованным в то время, но не выглядящее