Техника - молодёжи 2006-08, страница 22

Техника - молодёжи 2006-08, страница 22

1 0 2006 №08 ТМ

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

IЧАСТНЫЙ КОСМОС» ВСЕ ОЧЕНЬ НЕПРОСТО,,,

Владимир МЕЙЛИЦЕВ

С ^момента своего возникновения "пилотируемая космонавтика оставалась в исключительном ведении государства. Космические программы обсуждались на заседаниях Конгресса и пленумах Центрального комитета КПСС. Средства на строительство техники и инфраструктуры выделялись из бюджетов специальных космических ведомств либо профильных министерств, являющихся частью исполнительного механизма государственной власти. Космонавтика была доступна лишь мощнейшим государствам, она входила в определение их статуса как таковых и была целиком им подконтрольна.

Но в середине 1990-х ситуация начала меняться, причем быстро и «с разных концов».

Выяснилось, что космическое пространство — это не поле героической деятельности немногих специально подготовленных и самоотверженных мужчин (изредка — и женщин), а ещё одна среда, где могут на досуге путешествовать любознательные и легкие на подъем люди — правда, очень богатые.

Сама по себе идея полёта «некосмонавта» на орбиту отнюдь не революционна. На шаттлах летали сенаторы и конгрессмены, университетские профессора; вместе с «Челленджером» погибли школьная учительница и ин-женер-электрик. «Союзы» и станция «Мир» видели женщину-технолога с английской кондитерской фабрики, японского журналиста и даже помощника президента РФ по национальной безопасности Ю. Батурина.

Но эти люди перед стартом проходили полноценную многомесячную подготовку и летали на аппаратах, построенных и эксплуатируемых в рамках национальных космических программ, финансируемых и контролируемых соответствующими правительственными ведомствами.

Первые туристы, посетившие Международную космическую станцию, также проходили тренировки в составе экипажей, их зачёты и тесты принимались государственной комиссией. От «штатных» космонавтов у них были лишь два отличия: они платили за полёт вместо того, чтобы получать за это зарплату; на борту МКС они выполняли свои собственные программы пребывания, стараясь не мешать работе ее экипажей.

Примерно в то же время, когдавРос-космосе начались разговоры о космическом туре Д. Тито, атака на «казенный космос» началась с другой стороны.

В 1996 г. был учрежден «Х-приз», предназначенный тому, кто при соблюдении некоторых условий первым покорит 100-километровую высоту (в США границей атмосферы принято считать высоту в 50 морских миль, то есть 92,6 км). Наш журнал уже писал об этом (№11 за 2004 г.), поэтому напомним лишь, что среди условий приза было одно экономическое: все должно было делаться на частные деньги, привлечение государственного финансирования не допускалось.

Ставилась ли организаторами конкурса с самого начала цель создания дешевого транспортного средства для туристического освоения околоземного пространства?

Из условий конкурса такого вывода сделать нельзя. В них речь не идёт ни о надежности, ни о безопасности, ни об экономических показателях, ни об экологической чистоте — ни об одном требовании к современной транспортной системе. Комиссия «Х-приза» не рассматривала и эксплуатационную сторону предлагаемых систем, отвергая лишь проекты, которые признавала невыполнимыми в заданный срок.

Однако конкурс объединил не только «космических самодельщиков». В нем приняли участие и вполне профессиональные команды, не год и даже не десятилетие работавшие в авиа- или ракетостроительной отрасли.

Ну разве можно назвать «самодель-щиком» того же Б. Рутана, строителя великолепных и в высшей степени оригинальных самолётов? Его услугами пользовались и известнейшие авиастроительные компании («Бич эйркрафт»), и Агентство по перспективным разработкам в области вооружений DARPA, и NASA. Кстати, NASA официально заявило, что «Белый рыцарь» — высотный самолет, носитель «Спейс Шип-1» — с весны этого года будет использоваться в программе атмосферных испытаний по программе прототипа гиперзвукового аппарата Х-37.

Рутану уже заказана эскадрилья серийных аппаратов «Спейс Шип-2». Заказчик сэр Ричард Брэнсон — давний деловой партнер Рутана; в частности, он оплачивал постройку рекордного самолёта «Глобап Флайер», на котором Стив Фоссет в одиночку уже 2,5 раза облетел земной шар.

Новый суборбитер должен обеспечить прибыльность всего предприятия: его вместимость составит 5-8 человек, он будет комфортабельнее своего предшественника, высота его

Победитель конкурса «Х-приз»

«прыжка» составит уже 135-140 км, что даст пассажирам дополнительные полторы минуты невесомости. Для организации туристической деятельности создано специальное отделение империи Брэнсона — фирма «Вирджин Галактик». Фирма собирается в 2007 г начать строить в пустыне Мохаве недалеко от армейского ракетного полигона коммерческий космопорт. Стоить он должен 225 млн долл., его проект уже разработан, достигнуто необходимое соглашение с властями штата Нью-Мексико.

Сэр Ричард намерен стать первым клиентом своей компании; цена билета планируется в 180 тыс. долл. За период 2007-2012 гг. он хочет организовать со своего космодрома полеты для 3000 туристов.

Оптимизм в оценках прибыльности туристических космических полётов постоянно растет. Иногда кажется, что суборбитальные турполёты — уже пройденный этап. В новостях по этой теме уже путешествия на околоземную орбиту, вокруг Луны и на ее поверхность.

Лидером нового этапа коммерческого освоения космоса проявил себя американский гостиничный магнат Роберт Бигелоу. Ему уже 60 лет, и ещё в юности им овладела мечта — сделать космос доступным для «простого» человека. Бигелоу очень богат и не шутит: недавно заключил пари на 0,5 млрд долл. (!), что к 2015 г выведет на орбиту... космический отель.

Этим отелем американец занимается далеко не первый год, и в ноябре 2004 г. фирма «Бигелоу Аэроспейс» получила официальное разрешение на запуск в космос первого прототипа космического отеля от Национального объединённого администратора по коммерческой космической транспортировке. Прототип отеля «Наутилус» в масштабе 1:3 должен стартовать на орбиту уже в конце текущего года. А полноценный отель планируется открыть для посетителей даже раньше срока, назначенного в пари, — в 2010 г.