Техника - молодёжи 2007-07, страница 28

Техника - молодёжи 2007-07, страница 28

Патенты

Термос на кончике кисти

Андрей САМОХИН

Внимательные читатели «ТМ» помнят статью, прошедшую на страницах журнала примерно год назад, — «Жидкая шуба с орбиты» (№ 5 / 2006). В ней шла речь об уникальном энергосберегающем теплохолодозащитном красочном покрытии Thermal-Coat™ (ТС Ceramic НВ). Уникальная технология, пришедшая к нам (увы!) из-за океана, а точнее — из американской космической промышленности, несёт с собой настоящую революцию в энергосбережении. Причудливость торговых путей в современной глобальной экономике обусловила тот факт, что в России сегодня этот материал используется хоть и не так широко, как в стране-производителе, но гораздо шире, чем, например, в Европе. Если амбициозный план развития российской энергетики до 2020 г., разработанный в РАО ЕЭС и прозванный уже ГОЭЛРО-2, начнёт-таки претворяться в жизнь, то подобные технологии смогут сыграть в нём отнюдь не малую роль. Ведь энергосбережение в нашей северной стране пока находится в самом зачатке. Подсчитано, что одно лишь «затыкание» разнообразных «дыр», через которые у нас улетают огромные киловатты и килоджоули энергии и тепла, компенсирует работу нескольких мощных электростанций на миллиарды рублей... Итак, напомним, о каком чудо-материале из космоса идёт речь...

Первоначально аналог Thermal-Coat™ (ТС Ceramic011) был создан в США в конце 80-х для защиты орбитальных космических аппаратов от экстремальных термических перепадов и жёсткого УФ-излучения. Согласно техническому заданию, покрытие должно было обладать высокими адгезионными и прочностными свойствами, отличатся минимальным объёмом и весом.

Работает это полимерное покрытие как «мультитермос». Ведь основу материала составляют пустотелые стеклокерамические шарики микронного размера, располагающиеся в определённом порядке в композиции из синтетического каучука, акриловых полимеров, оксидов металлов и неорганических пигментов. Эта микровоздушная шуба плюс взаимодействие между химическими агентами материала на молекулярном уровне создают настоящий лабиринт тепловых барьеров, препятствующих теплообмену объектов с окружающей средой.

Раньше и в США, и в СССР похожие материалы производились единичными партиями для термозащитного покрытия спутников, шаттлов (и, соответственно, — «Бурана»), Но американцы, в отличие от нас, сумели, модернизировав свою космическую технологию, поставить её на конвейер, тем самым снизив цену до конкурентоспособной с традиционными видами теплоизоляции.

Получившееся в результате энергосберегающее покрытие ТС обладает почти фантастическим сочетанием свойств: сильнейшая термоизоляция, лёгкость, суперпрочность, долговечность и экологическая чистота (нагретое покрытие не выделяет в атмосферу помещения вредных для человека соединений). При этом ТС не поддерживает горение, является качественным диэлектриком, что подтверждено соответствующими исследованиями, заключениями и сертификатами.

Наносить покрытие можно как обычную краску: аппаратом без

воздушного распыления или кистью послойно — от 0,4 до 5 мм в зависимости от покрываемой поверхности. Важно, что технологический слой не разрывается в местах разветвления, сложных сопряжений покрываемых конструкций; «краска» заполняет мельчайшие детали рельефа поверхности.

...Нещадно гну в руках металлическую пластину, покрытую американской чудо-краской. Даже после неоднократного перегиба пластины пополам — никаких признаков деформации покрытия! Словно «краска» срослась с металлом. Срок службы от производителя — 10 лет. Исследования, проведенные в российских химических лабораториях, показали, что реальный срок службы ТС — более четверти века. Такой срок службы не гарантирует ни один производитель самой продвинутой «краски».

В России высокотехнологичное энергосберегающее покрытие ТС с 2000 г. внедряется ООО «НПО Спецстройсистемы» в промышленности, энергетике, металлургии, строительстве, в ТЭК. Сегодня этот материал уже активно применяется для термоизоляции быстровоз-водимых конструкций, передвижных электростанций, трубопроводов, систем кондиционирования, энергетического оборудования, различных ёмкостей, цистерн, баков... И это только очевидный, уже опробованный сегмент возможного применения ТС.

Вот всего несколько примечательных фактов из разных областей применения этого хай-тека. На ТЭЦ в Норильске, где едва ли не впервые в нашей стране опробовали заокеанское покрытие, его сначала нанесли на небольшой участок проходящей внутри помещения паровой трубы с температурой поверхности 200°С. Через пятнадцать минут за неё можно было взяться голой рукой! Персонал ТЭЦ был изумлён и... предоставил специалистам «Спецстройсистем» для защиты этим фантастическим материалом другие объекты станции: подогреватели сетевой воды, деаэраторы, теплообменники, трубопроводы питательной воды, паро— и конденсатопроводы. Кстати, на горячие (до 170°С) поверхности оборудования это покрытие можно наносить без останова технологического цикла.

С той поры уже, наверное, многие километры самых различных трубопроводных систем, паропроводов, запорной арматуры и иного теплофикационного оборудования ТЭЦ, а также десятки нефтяных

26 2007 №07 ТМ