Техника - молодёжи 2007-10, страница 39обувает-одевает и кормит дружину, для чего «избивает» животных на прокорм дружине, так что «и волку и медведю спуску нет», ведёт разведку против Индийского царства и побеждает индийского царя. Для того чтобы захватить Индийское царство врасплох, князь-оборотень превращает свою дружину в Муравьёв. Этот образ легко поддаётся истолкованию: войска ариев, вторгшиеся в Индию, были бесчисленны, как муравьи. Преодолев непреступную каменную стену, в которой угадывается Гималайский хребет, муравьи снова превращаются в людей. Войско Волха Всеславича истребляет всё население страны, оставив для себя только семь тысяч красных девиц. Но так же вели себя в исторической реальности и пере-селенцы-арии, частично истребив, а частично ассимилировав местное дравидское население Северного Индостана. Начинает же свой поход князь Волх Всеславич из Киева. Можно было бы заподозрить, что былинный сюжет, как это нередко случалось, был довольно искусственно привязан сказителями к киевскому былинному циклу, если бы не одно «но». После того как О. Шра-дер высказал гипотезу о происхождении индоевропейцев из района Северного Причерноморья, эта идея стала довольно популярной среди учёных. Ряд отечественных археологов, например Ю.А. Шилов и Л.С. Клейн, утверждают, что предками индоариев следует считать племена катакомбной археологической культуры, жившие в Поднепровье и Северном Причерноморье. Так что Волх Всесла-вович мог родиться на Днепре, но не во времена великих киевских князей, а на два с половиной — три тысячелетия раньше. НЕБЛАГОДАРНАЯ ЖЕНА МИХАЙЛА ПОТОКА Былинный сюжет о Михайле Потоке (вариант прозвища — Потык) лишён точной географической привязки. Страна царя Вахрамея Вахрамеича, куда отправляется богатырь Михайла с дипломатическим поручением (игра в шахматы -«тавлеи золотые» — является довольно прозрачным образом дипломатической борьбы), находится у «корбы тёмный, грязи чёрный». Поскольку корба — это ложбина, поросшая дремучим лесом, а грязь — болото, выходит, царство Вахрамея расположено где-то между пересечённой лесистой местностью и обширным болотом. Есть и ещё одно указание, позво ляющее привязать этот сюжет к реальной истории. Это мотивы змее-борчества: Михайло Поток идёт вслед за умершей женой Марьей Лебедью Белой в подземное царство, бьётся там с подземной змеёй и воскрешает её. «В благодарность» Марья пытается извести супруга. Это позволило исследователю Д.М. Балашову отнести корни этого сказания к временам борьбы пра-славян со скифами и сарматами, «где брачный союз славян со степью таит в себе опасность гибели — поглощения главного героя». Как известно, сарматы жили первоначально в Поволжье и Южном Приуралье, но позже переселились в степи Причерноморья, вытеснив родственных им скифов. Сарматы создали принципиально новую тяжеловооружённую конницу, которой вынуждена была уступить лёгкая скифская кавалерия. Это позволило им не только подчинить окрестные скотоводческие племена, но и богатое Боспорское царство, которое превращается в Греко-Сарматское государство. Именно туда, в боспорский Панти-капей или в Танаис, где в то время (III в. н.э.) жила сарматская знать, и едет Михайла Поток к царю Вахра-мею. В связи с этим есть смысл вспомнить, что несколько архонтов Боспорского царства, в том числе сын великого Митридата, носили имя Фарнак, что вполне могло в изустной передаче былины превратиться в более привычное для русского уха имя Вахрамей. Теперь и «грязь чёрная», и «корбы тёмныя» получают своё истолкование. Боспорское царство занимало территорию Керченского и Таманского полуостровов, низовья реки Кубань, а также восточное Приазовье и устье реки Дон. Но в древности на месте современного Азовского моря существовало гигантское болото, названное греками Меотидскими топями. В настоящее время от этого болота остался Сиваш — Гнилое море. Во времена Боспорского царства участки открытой воды, пробитые течением Кубани и Дона, чередовались с заросшими камышом болотами. Это и есть «грязи чёрные», а под «корбами тёмными» именовались заросшие лесом лощины Керченского полуострова. Понятно также, почему будущая жена Михайлы Марья Лебедь Белая, имевшая дар оборотничества, обернувшись птицей, летает «по тихим заводям, а по тым зелёным по затресьям». Это соответствует описанию в древнегреческих «пе-риплах» — лоциях для мореплава телей — западной оконечности Таманского полуострова. Тогда на его месте существовали отдельные острова — Киммерия, Фанагория, Синдика. Они были отделены от материка дельтой Гипаниса (современной Кубани), впадавшего в древности не только в Азовское, но и в Чёрное море. В дельте существовало много островов и лиманов, покрытых тростником. СТАРШИЙ БРАТ ИЛЬИ МУРОМЦА Самые же интересные наблюдения по исторической географии древнерусского эпоса можно сделать на примере сюжетов о Свято-горе, центральной фигуре древнейшей былинной богатырской троицы. Недаром Святогор-богатырь выступает прямым предшественником Ильи Муромца и перед смертью передаёт ему часть своей непомерной мощи. Прежде всего, как явствует из текстов былин, Святогор был связан с Кавказом или, точнее, с территорией древних Армении и Урарту. При этом Святогор — богатырь отнюдь не русский, а в его речи Святые горы противопоставляются Святой Руси: «Мне не придано тут ездить на Святую Русь, Мне позволено тут ездить По горам да по высоким Да по щелейкам по толстым». Примечательна сцена встречи двух богатырей. Завидев Илью Муромца, Святогор выясняет: «Ты коей земли, да ты коей орды» и, узнав, что Илья — «богатырь святорусский», — вызывает его на поединок. Однако это не свидетельство враждебности, скорее, Святогор только русских богатырей считает равными себе. Выслушав учтивую и уважительную речь Ильи Муромца, Святогор отказывается от поединка и предлагает: «А поездим ко со мной да по Святым горам». Далее действие былины о Свято-горе и Илье Муромце переносится с горы Арарат к Иерусалиму, в Святую землю. В сознании былинных сказителей два места библейской истории — Арарат и Елеонская гора не случайно сливаются воедино. Елеонская гора, другое её название «Масличная», расположенная к востоку от Иерусалима и отделённая от города Кедронской долиной, играла важную роль в священной истории, описанной в Библии. Впервые она упоминается в рассказе о бегстве царя Давида во время восстания его сына Авессалома. www.tm-magazin ,ru 37 |