Техника - молодёжи 2007-10, страница 41

Техника - молодёжи 2007-10, страница 41

флот и по «Синему морю» едет торговать в «город великий на Святых горах», где счастливо воссоединяется со своим женихом — Святогором.

В этом сюжете, прежде всего, бросаются в глаза параллели с рассмотренным ранее сюжетом встречи Святогора с Ильёй Муромцем. Илья Муромец «сидел сиднем» тридцать три года, невеста Святогора лежала «во гноище» тридцать лет. Оба получают чудесное исцеление. Встретив Илью, Святогор сначала вызывает его на поединок, а потом называет младшим братом. Во втором сюжете Святогор сначала решает зарезать свою суженую, но потом женится на ней. В обоих случаях мы имеем дело с по-разному переработанным древним поэтическим сюжетом, иносказательно по-

царства Трою-Илион. В былине он выступает в образе богатой невесты могучего жениха. В таком сказочном виде до нас дошли сведения о заключении союзного договора между Илионом и Хаттусой, столицей Хеттской державы. Не является ли тогда упоминание о тридцатилетней болезни невесты иносказанием о многолетней осаде Трои?

Такова рабочая гипотеза по проблеме расшифровки реалий исторической географии древнерусского эпоса. В короткой статье невозможно решить все вопросы, встающие на пути научного исследования, ведь вслед за решённым вопросом возникает десяток новых. Ясно одно: народный эпос — былины, легенды, придания, сказки — содержит в себе зашифрованную информа-

или это остатки нескольких раскопанных погребений, какой характер носила застройка Илиона — ма-лоазийский или греческий, и т.п. И никому не приходит в голову сказать, что никакой Трои никогда не существовало...

Безусловно, любая выдвигаемая научная гипотеза нуждается в проверке и критике. Первый этап подобной проверки заключается в попытке вписать гипотезу в контекст других научных исследований. И здесь следует вспомнить, что известный отечественный филолог и лингвист P.O. Якобсон пришёл к выводу, что поэтические ритмы славянских былин и плачей оказались сопоставимы с метрами древнейших индийских гимнов «Ригведы». Другой учёный, чех

Г.И.Семирадский. Погребение знатного руса

Андрей Клименко. Кровные братья

вествующим о заключении союза между двумя древними народами или государствами. При этом одно из них, по былине — более молодое, находится в плачевном состоянии и нуждается в военной (меч) и экономической (деньги) помощи.

Где же расположено Поморское царство? Святогор отправляется в это место сухопутным путём от Северных (Кавказских) гор. Богатая невеста снаряжает, в свою очередь, флот для поездки в город Святогора. Это даёт основание предполагать, что оба города находятся на одном полуострове, при этом один -на побережье, а другой — поблизости от него. Остаётся вспомнить, какой город на побережье Малой Азии был центром транзитной морской торговли, страдал от военных набегов и нуждался в помощи сильного соседа. Итак, следует считать престольным городом Поморского

цию о событиях далёкого прошлого, надо только правильно расшифровать поэтические образы преданий, понять их смысл и значение.

Толкуя былинный сюжет о Ми-хайле Потоке как изложение истории борьбы праславян с Боспор-ским царством (Греко-Сарматским государством), я привёл в пользу этой точки зрения аргументы, показавшиеся мне убедительными. Но правомерно ли находить в древнерусском эпосе отголоски протоиндийских и хеттских мифов? Напомню одну поучительную историю. Воспользовавшись мифами о Троянской войне, Гомер создал «Илиаду». Воспользовавшись поэмой Гомера, Шлиман нашёл разрушенный город. В результате современные археологи обсуждают, какой из археологических слоёв соответствует гомеровской Трое, существовал ли клад Приама в действительности,

Берджих Грозный, расшифровав хеттские (несситские) надписи, нашёл их язык родственным латинскому, с одной стороны, и славянскому — с другой. Это так его поразило, что он не то в шутку, не то всерьёз воскликнул: «Выходит, древние хетты приходились нам дядюшками!» А по мнению лингвистов Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванова, индоевропейский язык мог сложиться в географическом районе вокруг озёр Ван и Урмия.

Если принять всё это в расчёт, то становится понятным, почему в древнерусских былинах арии, то есть пахари (сравни: древнерусское «оратай») переселяются в Индию под предводительством охот-ника-оборотня, а русские богатыри странствуют по горам Арарата и Ближнего Востока вместе с «родными дядюшками» хеттами. НИ

www.tm-magazin ,ru 39