Техника - молодёжи 2007-10, страница 40Смелые гипотезы Андрей Клименко. Святогор и кузнец Судьбы Здесь же Иисус Христос молился о чаше в Гефсиманском саду. «Ипоехали оне да не в чисто поле, А поехали оне да по Святым горам, По святым горам да Араратским, Прискакали на гору Елеонскую». Так рассказывается о путешествии двух богатырей Ильи Муромца и Святогора в Святую землю в древнерусском эпосе. Об Илье Муромце нам известно много, а вот кто такой Святогор, какой древний народ, какое государство он представляет? Можно предположить, во-первых, что этот народ много старше славян, раз Илья Муромец при Святогоре находится на положении младшего брата, во вторых, что речь всё же идёт о родственниках славян, индоевропейцах. А географическая привязка к святым Араратским горам наводит на мысль, что Святогор может быть ваном (Ванское царство, Виатна — самоназвание Урарту) или неситом (самоназвание хеттов, по имени их первой столицы), поскольку Хеттская держава располагалась рядом с Араратом, на Анатолийском нагорье Малой Азии. Оба указанных государства существовали в описанном в былине географическом районе, имели силы бороться с могущественнейшими державами своего времени — Ассирией и Египтом и прекратили существование из-за агрессии более диких кочевых народов. Это сочетается с образом Святогора — бесполезной силы, запертой в горах и погибшей совершенно напрасно: «Схоронил он Святогора да богатыря На той горы на Елеонскии. Да тут Святогору и славу поют, А Ильи Муромцу да хвалу дают ». Интересно следующее наблюдение за текстом былины: путь Святогора и Ильи Муромца от Арарата к Елеонской горе лежит точно на юг. Но именно сюда, в район восточного побережья Средиземного моря совершали походы хетты в эпоху Нового Хеттского царства (1450 — 1200 гг. до н.э.). Именно здесь произошла между хеттами и египтянами битва при Кадеше в 1284 г. до н.э. И наконец, после развала Хеттской державы некоторые группы хеттов ушли на юг, на территорию современной Сирии, и образовали там новые города-государства, например Кархемиш. Именно поэтому археологи XIX в. долгое время не могли обнаружить центр хеттской цивилизации: следуя указаниям Библии, они упорно искали его в Северной Сирии. Даже то, что в былине рядом с горой Елеонской не упоминается город Иерусалим, исторически обосновано. Во времена хеттов и Рамзе-са II такого города ещё не существовало. Царь Давид заложит Иерусалим позже, после покорения крепости на горе Сион, принадлежавшей ханаанскому племени иевусеев. Былины донесли до нас ещё один интересный эпизод о приключениях Святогора, а именно, историю его женитьбы. Начинается сюжет с того, что Святогор едет в «Сивер-ные», то есть Северные, горы, где стоит кузня чудесного кузнеца, кующего человеческую судьбу. Можно предположить, что это образ Кавказского хребта, который по отношению к Армении и Анатолии действительно расположен на севере. В рассматриваемую историческую эпоху Кавказ был важнейшим центром металлургической промышленности, и от торговых отношений с ним зависели судьбы многих стран и народов. Чудесный кузнец объявляет Святогору: «А твоя невеста в царстве Поморском, В престольном городе Тридцать лет лежит в гноище». «Гноищем» называлась в древности короста, и чтобы избежать несчастливой судьбы и не жениться на больной, Святогор решает убить невесту и сухопутным путём отправляется в царство Поморское, в престольный город. Найдя больную девицу, он бьёт её ножом в грудь и откупается от убийства, оставив на столе пятьсот рублей. Но удар оказывается не смертельным, наоборот, после ухода Святогора у девицы происходит чудесное исцеление: с кожи спадает короста. На оставленные богатырём деньги она начинает большую морскую торговлю, быстро богатеет, строит 38 2007 №10 ТМ |