Техника - молодёжи 2007-11, страница 46

Техника - молодёжи 2007-11, страница 46

Почему мы так говорим

— Гляди, опять «горбатые» на задание пошли...

А истребитель-биплан И-153 с V-образной центральной частью верхнего крыла, почти официально именовали «чайкой».

В 1929 г. по проекту Б.И. Черанов-ского построили двухместный самолёт БИЧ-7 с 100-сильным мотором «Люцифер» фирмы «Бристоль», а спустя 4 года БИЧ-11 с трапециевидным крылом. В 1934 г. появился БИЧ-14 с полукруглым крылом, передняя кромка которого плавно загибалась к хвосту. Летчики-испыта-тели прозвали эти аэропланы «параболами» и «полблинами».

Некоторые жаргонные обозначения возникали из-за созвучия их названий словам, не имевшим отношения к авиации. Так, учебно-тре-нировочные самолёты УТ прозвали «уточками», истребители А.С. Яковлева «яшками», скоростные и маневренные И-16 — «ишаками».

Весьма эффективный фронтовой бомбардировщик Пе-2 превратился в «пешку», а морской ближний

разведчик МБР-2 в сугубо земной «амбарчик».

Во время гражданской войны в Испании СССР посылал республиканцам скоростные бомбардировщики СБ, которые там называли «катюшами». Считается, что причиной тому была привезённая советскими добровольцами популярная песня.

В ходе Второй мировой Англия и США поставляли в СССР боевые самолёты, и авиаторы принялись переиначивать их названия. Так, истребители производства США «Аэрокобры» сократили до простой и удобной «кобры», а англий

ские «Харрикейны» превратили в привычных «Харитонов».

Не оставили без внимания и технику противника. Истребитель «Мессершмитт-109» называли «мессером», и за суживавшийся к хвосту фюзеляж «худым», «Фокке-Вульф-190» именовали «фоккой» и «фок-кером», хотя к голландскому авиаконструктору А.Фоккеру эта машина отношения не имела.

Иногда исходили из конструктивных особенностей. У немецкого пикирующего бомбардировщика «Юнкерс-87» было неубирающее-ся шасси с колёсами в обтекателях, за что он заслужил прозвище «лапотник». Разведчик «Фокке-Вульф-189», выполненный по двухбалоч-ной схеме для лучшего обзора вниз, именовали «рамой», а за привычку неожиданно появляться, чтобы всё высмотреть и доложить, «старшиной».

После войны у нас облётывали трофейный ракетный истребитель «Мессершмитт-163». За сходство с неуклюжей рыбой и неважные лётные данные он получил нелестное прозвище «карась».

В 1956 г. началась обкатка в небе перехватчика Ла-250, созданного в конструкторском бюро С.А. Лавочкина. Своим видом он изумлял даже испытателей, летавших и на том, что летать не может. Из фюзеляжа длиной 26,5 м выступало треугольное крыло размахом 13,9 м, по бортам стояли два двигателя тягой по 6500 кгс. Носовую часть занимала радиолокационная станция наведения двух ракет класса «воздух-воздух». Расчётная скорость машины должна была достигать 1600 км/ч, потолок 17000 м. Тогда на экраны страны вышел документальный фильм о гигантском американском питоне и длинный истребитель прозвали «анакондой». Кстати, впервые в нашей стране поведение столь необычной машины моделировали на счётно-решающем устройстве, предтече нынешних компьютерных тренажёров.

В составе советского военно-морского флота числились линкоры ещё царской постройки, «Севастополь, переименованный в «Парижскую коммуну» и «Ган-гут», ставший «Октябрьской революцией». Краснофлотцы посчитали их названия длинноватыми и сократили их до «Парижанки» и «Октябрины». Такому же урезанию подверглось имя крейсера «Червона Украина» (бывший «Адмирал Нахимов»), его величали просто «Червонкой». Эсминец же «Карл Маркс» (бывший «Изя-слав») благодаря стараниям флотских острословов превратился в «Карлушу». Заметим, ничего обидного в этом не было, да и не могло быть — моряки всегда любят свои корабли.

С конца 20-х гг. у нас началось массовое строительство подводных лодок, малых боевых кораблей и катеров. Названий для всех не хватало и им присваивали аббреви

Истребитель Поликарпова И-16

«Чайка»

Истребитель биплан И-153. На снимке показана трофейная машина, захваченная финнами в ходе зимней войны

«Ишак»

44 2007 №11 ТМ