Техника - молодёжи 2007-11, страница 44Из истории вешей Самый священный и единственно Трипод. Древний фитиль вечный огонь - огонь очага Хатор, находящемся в Дендере, в 50 км от Фив. На одной из стен культового помещения Р. Хабек обнаружил несколько странных рельефов, изображавших рядом с фигурками людей гигантские колбы, похожие на современные электрические лампы. «Волнистые змеи» внутри странных колб напоминали нити накаливания, а их хвосты, собранные в пучок, — цоколь лампы. Кроме того, в фундаменте храма Хатор также были найдены узкие длинные камеры размерами 1,12 х 4,60 м. Стены этих камер, в которых, по-видимому, размещались «электрические батареи», были украшены довольно странно. На одном из рельефов, например, отчётливо различался своеобразный кабель, соединяющий «лампочку» с ящиком, похожим на современный распределительный щиток. Но особенно удивительным было изображение фигуры демона, который, предупреждая об опасности, держал два ножа лезвиями вверх — очень похоже на современный череп со скрещивающимися костями. Находки в храме богини Хатор заставили более внимательно присмотреться и к изображениям на стенах других древнеегипетских храмов и гробниц, значение которых с такой точки зрения прежде не анализировалось. Вернулись историки и к находкам немецкого археолога Вильгельма Кёнига, ещё в 1937 г. во время раскопок в Куджут-Рабу в окрестностях Багдада обнаружившего глиняные «банки» с пробкой из битума. Через пробку были пропущены железные стержни, окружённые медными цилиндрами и закреплённые на дне с помощью смолы. Как установлено, они были изготовлены предположительно около 250 г. до н.э. Подобные сосуды археологи обнаруживали в Ираке и позже. Но назначение находок было непонятно, пока кто-то не додумался заполнить их винным уксусом. И тут оказалось, что банки служили древними гальваническими элементами и позволяли развивать напряжение около 2 вольт. Достоверных свидетельств применения «Багдадской батареи», как назвали находку, не сохранилось, но учёные склоняются к мысли, что устройство могло использоваться в технологическом процессе нанесения позолоты и никакого отношения к «негаснущему» электрическому свету не имело. Но ответа на вопрос, умели ли древние получать его с помощью электричества и каким светом освещались храмы египетских богов, пока нет, и ответят на него, вероятно, уже новые археологи и новые изыскания. ОН медную тарелку. Это для питания. Фитиль приготовляется таким образом: снять нить асбеста толщиной со средний палец и длиной с мизинец, положить её в венецианский сосуд, залить приготовленной серной ваксой, поставить в песок на двадцать четыре часа и подогревать так, чтобы из серы выходили пузырьки. Фит иль Человек со светильником. Культура Донг-Шон. Юго-Восточная Азия. IV-II вв. до н.э. Исторический музей, Ханой при этом просалится и смажется, после чего заложить его в стеклянный сосуд, подобный створчатой раковине так, чтобы вакса размягчилась и была равномерно распределена по фитилю. И если после этого зажечь фитиль, он будет гореть вечно, и лампу можно ставить там, где вам угодно». Неожиданное продолжение, хотя и в несколько другом ракурсе, тема вечных светильников нашла после раскопок погребальной камеры Ту-танхамона. Помимо множества других вопросов, связанных с находкой, археологи также заинтересовались, почему на ярких фресках, украшающих стены гробницы фараона, нет следов копоти от факелов? Чем же, в таком случае, освещали рабочее место те, кто изготавливал их, ведь работать древним мастерам пришлось в глубине цельного скального монолита? Понятно, что делать столь сложные и тонкие росписи в темноте было невозможно, но невозможно было и осветить гробницу с помощью зеркал — она располагалась так, что установить какие-либо отражатели света было нельзя. Оставалось предположить только невероятное: погребальная камера Тутанхамона освещалась электрическими светильниками. Подобная гипотеза слишком смелой показалась даже тем, кому пришла в голову. Однако спустя десятилетие она вдруг получила неожиданное подтверждение в исследованиях немецкого археолога Рейнхарда Ха-бека, работавшего в октябре 1979 г. в древнеегипетском храме богини 42 2007 №11 ТМ
|