Техника - молодёжи 2007-11, страница 42Из истории вешей Вечные светильники Татьяна СОЛОВЬЕВА Вечный огонь как символ памяти впервые был зажжён на могиле Неизвестного солдата в Париже в 1920 г. С тех пор постоянно поддерживаемое в специальных горелках пламя у монументов, на мемориальных комплексах, кладбищах и могилах стало привычной достопримечательностью множества городов. Изобретение же это куда более древнее. Обычай зажигать в храмах или гробницах негас-нутций огонь, горевший без добавления топлива в течение достаточно долгого времени, исчислявшегося в некоторых случаях сотнями лет, был широко распространён ещё на заре человеческой цивилизации. Устройства, в которых зажигался такой огонь, получили название «вечных светильников». Археологи находят их во всех частях света — в Египте, Месопотамии, Средиземноморье, Индии, Китае, Америке. Огонь, зажигаемый в древних гробницах, имел смысл, схожий со значением вечного огня, принятым сегодня, — память об усопших. Но, помимо этого современного звучания, вечные светильники в древности устанавливались также как жертвоприношения — как богу смерти (по древнеегипетским поверьям они помогали освещать путь через Долину теней), так и другим богам, в честь которых возжигался священный огонь. Впервые о светильнике, горящем при входе в храм бога Амона-Ра и «негаснугцем уже... несколько столетий», сообщалось в сочинениях древнегреческого историка Вечный огонь на древнеегипетских Плутарха. Во II в. золотой вечный светильник, который без заправки и подравнивания фитиля горел в храме Минервы, описал древнегреческий писатель Павсаний (ум. ок. 470 г. до н.э.). Огонь в нём зажигался всего на один год, но вовсе не потому, что жрецы-алхимики не сумели изготовить его более долговечным, в храме Минервы с этим была связана важная ежегодная церемония наполнения светильника маслом, символизирующая верность богине. В IV в. подобный светильник описал христианский философ святой Августин (354 — 430). В одном из его трудов встречается красочный рассказ об удивительной лампе в храме Исиды, которую не в силах были загасить «ни ветер, ни вода». В течение нескольких столетий поддерживался вечный огонь в храме персидского бога света и добра Орзмуда, зажжённый в III в. по повелению царя мидийцев Ардашира. Вечный огонь горел в храме в честь стихийных существ, устроенном Помпилием, вторым царём Древнего Рима, правившим в 715 — 673 гг. до н.э., и учредившим множество новых религиозных культов. Вечно горящий светильник был найден в VI в. в Эдессе, городе северной Месопотамии, по преданию основанном Нимродом (ныне это г. Урфа, с 1637 г. принадлежащий Турции). 40 2007 №11 ТМ
|