Техника - молодёжи 1945-09, страница 8

Техника - молодёжи 1945-09, страница 8

Г. ЖАВРОВА, кандидат химических наук

рисунки с, лмдш/ tin л

Доктор Гебберн, герой одного из рассказов Герберта Уэллса, изобрел чудодейственное средство — ускоритель. Достаточно человеку принять несколько капель этого ускорителя, как все процессы в его организме начинают протекать в тысячи раз быстрее. Он может проходить теперь от двух до трех миль в секунду. Мчащиеся экипажи и велосипедисты кажутся ему застывшими в неподвижности. Звуки оркестра, мимо которого лежит его путь, не достигают его слуха: не успевает оркестр сыграть и двух тактов, как человек оказывается на огромном расстоянии от него.

«Таким образом. — заключает Уэллс свой рассказ, — было побеждено иго времени»,

Конечно, рассказ Уэллса является всего лишь увлекательной фантазией. Таких чудодейственных Среде г» в распоряжении науки нет. Однако для многих химических реакций ученые действительно нашли ускорители, почти не уступающие в своей чудодейственной силе ускорителю доктора Гебберна.

Бесконечно медленно идет в обычных условиях, например, образование воды из смеси газов — кислорода и водорода. Всей жизни человека нехватит на то, чтобы дождаться появления из этой гремучей смеси хотя бы одной капли воды. Для того чтобы ускорить соединение кислорода с водородом, смесь сильно нагревают или применяют высо

кие давления. Но стоит только ввести в смесь кусочек чудесного ускорителя—в данном случае платины,— как моментально раздается сильный взрыв и появляются водяные пары. При этом самый ускоритель ^ не утрачивает своей силы, — он воздействует на реакцию только своим присутствием. Его можно с таким же успехом применять для ускорения реакции горения водорода практически бесчисленное количество раз.

Каким же образом удалось ученым открыть эти чудесные ускорители?

Первые ускорители химических реакций были открыты очень давно, когда химической науки в современном смысле слова еще не существовало. Четыреста лет назад, в 1540 году, некий Валерий Кордус случайно обнаружил, что присутствие серной кислоты ускоряет процесс получения эфира из этилового спирта. Это было первое точно установленное открытие ускорителя. Кстати сказать, по способу Валерия Кордуса этиловый эфир добывается и до сих пор. Этот эфир даже часто называют «серным», хотя в его составе нет и следов серы. Таким же случайным образом потом было, открыто еще много ускорителей. Находка нового ускорителя зависела от счастливого случая. До тех пор, пока не были изучены основные законы химии, ника

кого учения об этих веществах возникнуть не могло. Но в начале прошлого века извес+ный английский ученый Гемфри Дэви уже мог довольно подрооко исследовать вещества, ускоряющие химические реакции.

В <1816 году Гемфри Дэви, работая над изучением природы пламени, изобрел свою знаменитую «безопасную лампу» для шахтеров. Дэви прикрыл огонь лампы густой металлической сеткой, поглощающей тепло и препятствующей распространению пламени наружу. Лампа Дэви спокойно горела в атмосфере взрывчатой смеси и устраняла опасность взрыва в шахтах.

Однако эта лампа имела существенный недостаток. От случайных дуновений она гасла. Вновь зажигать ее было опасно: ведь вспышки спичек или трута, не защищенных сеткой, могли вызвать взрыв. Стремясь улучшить лампу, Дэви закрепил над ее огоньком тонкую платиновую проволоку, считая, что, раскалившись над пламенем, она сделает его более устойчивым. Затем Дэви внес лампу в сосуд с взрывчатой смесью, состоявшей из метана, и воздуха, И тут он увидел поразившее его явление, Когда кислорода осталось так мало, что, по расчетам Дэви, пламя должно было погаснуть, внутри лампы все же виднелось довольно яркое свечение. Откуда- же исходил этот странный свет? Присмотревшись внимательно, ученый

Конец статьи генерал-майора Г* И. Покровского

В обыкновенной боевой ракете порох запрессован слоями и сгорает не весь сразу, а постепенно, слой за слоем. И все же ее двигатель работает недолго. По существу, независимо от большей или меньшей сложности конструкции, это выстрел, с той лишь разницей, что, как было указано выше, при артиллерийском выстреле пушка выбрасывает снаряд, а 'при реактивном выстреле пушка и снаряд-—одно целое и к цели летят вместе.

Но ведь на самолете двигатель должен работать долго^и давать большую тягу, то есть выделять большую энергию. И вот, оказалось, что порох — это горючее, имеющее сравнительно- небольшой запас энергии. Если сравнить его с жидким горючим, например с бензином, по общему количеству энергии, выделяемой при сгорании, то пороху придется скромно отступить на задний план, и на первое место нужно будет поставить бензин или иное жидкое топливо. Впервые разработал и создал конструкцию ракетного двигателя, работающего на жидком горючем, русский ученый К. Э. Циолковский.

Жидкостный реактивный двигатель устроен сложнее порохового. Порох для сгорания не нуждается в воздухе —химически связанный кислород находится в составе пороха. А: бензин или другое жидкое горючее без воздуха гореть не может. Поэтому в жидкостном реактивном двигателе имеются отдельные баки для горючего и для кислорода.

Но в самое последнее время нашли возможным упростить жидкостный реактивный двигатель. В самом деле, зачем возить с собой на самолете баки с жидким кислородом, когда кислорода в

окружающем воздухе сколько угодно? Разумеется, в данном случае речь идет о двигателе для реактивного самолета, движущегося на сравнительно небольших высотах. На большой же высоте воздух так сильно разрежен, что не мог бы поддерживать горение и работу реактивного двигателя, так же как и работу обычного мотора внутреннего сгорания.

Так возникла идея воздушно-реактивного двигателя. Этот двигатель наиболее важен для современной реактивной авиации.

Вот, например, как устроен двигатель для нового английского ракетного истребителя конструкции капитана Уит-тли.

Спереди через особые приемники засасывается атмосферный воздух, который по мере поступления сжимается компрессором. Сжатый воздух поступает в камеру сгорания, куда под давлением подается жидкое горючее; оно сгорает, и горячая газовая смесь распространяется по турбине, расположенной позади камеры сгорания. Эта турбина соединена непосредственна с компрессором, для сжатия воздуха и приводит его в движение. Из турбины воздушно-газовая струя выбрасывается в атмосферу, сообщает обратный, реактивный толчок самолету и движец его вперед.

Жидкостный реактивный двигатель требует большого количества горючего. Это обусловливает сравнительно малую дальность реактивного самолета. Все же жидкостный реактивный двигатель для скоростных самолетов ближнего действия- заслуживает серьезного внимания. Но было бы совершенно неправильным полагать, что этот двигатель

способен вытеснить обычный винто-моторный самолет. Ведь точно так же и реактивные снаряды не могут и не должны вытеснить другие боевые средства, например артиллерию й бомбарди--ровочную авиацию. Это зависит в первую очередь от того, что коэфнциент полезного действия реактивного двигателя обычно весьма невелик.

В частности, реактивный двигатель достигает коэфициента полезного действия винто-моторного самолета лишь при скорости около 1 ООО километров в час.

По сообщениям английской прессы, капитану Уиттли, осуществившему весьма быстроходный ракетный самолет-истребитель, удалось приблизиться к скорости в 1 ООО километров. Созданы надежно работающие образцы реактивных самолетов и в некоторых других странах.

Самолет с реактивным двигателем проходит сейчас самый ранний этап своего развития; до\ длительных полетов, а тем более для полетов в верхних слоях атмосферы еще далеко. Но первые шаги уже сделаны, и надо полагать, что скоро реактивный двигатель прочно войдет в авиацию.

Вообще же говоря, ракеты и реактивные средства будут все более и более входить в разные области науки и техники и расширять власть человека над природой.

История показала, что русская наука, а впоследствии советская наука и техника шли всегда впереди в деле изучения вопроса, реактивного движения. Мы имеем все основания полагать, что и впредь наша советская родина будет занимать одно из ведущих мест.

6