Техника - молодёжи 2009-01, страница 40

Техника - молодёжи 2009-01, страница 40

1.Ш!1.11!ШШ.|1.1ЛИ!|1.М

2009 №01 ТМ

Мечтаете о грядущих плодах научно-технического прогресса? А не хотите ли отведать антитехнического регресса?

К 1943 году, когда немецкий социолог Осип Флехтхайм предложил термин футурология для обозначения науки о прогнозировании будущего, в этой области уже были накоплены многовековые наработки. В древности в качестве футурологов выступали философы, пророки и религиозные мыслители от Платона до Иоанна Богослова. Потом пришли просветители, социальные реформаторы, учёные, писатели, которым фантазия позволяла преодолеть границы физической осуществимости и поневоле заставляла их задумываться о возможном, а, следовательно, о будущем.

Лишь в конце XIX века появились первые попытки научных прогнозов, авторы которых пытались представить себе картину будущего, построенную не на чистой фантазии, а с помощью строгой экстраполяции и нормативного исследования. Именно так работали Г. Эрманн «Германия в 2000 году» (1891), Г.Уэллс, «Предвосхищения» (1901), Дж. Холдейн «Дедал, или Наука и будущее» (1924)

и др. Но, хотя учёные-футурологи и прибегали к интуиции и вдохновению, необходимость соблюдать «научность» в своих изысканиях сдерживала их возможности. Уповая на экстраполяцию существующих тенденций, они полагали, что наука, техника, экономика и общественная жизнь и впредь будут развиваться теми же путями и теми же темпами, что и в настоящем времени, и этот постулат нередко приводил их к ошибочным заключениям. Так, многие футурологи 1950-х годов предрекали, что к началу XXI века космический туризм будет повседневным развлечением, чего, как мы знаем, не произошло. Зато позднее ни один футуролог не смог предугадать широкого распространения индивидуальных компьютеров. « Ни у кого не может возникнуть необходимости иметь в своём доме компьютер», - заявлял в 1977 году президент одной американской компьютерной компании.

В то же время писатели-фантасты нередко выступали в роли футурологов, как раньше это делал Герберт

Уэллс, а в наши дни Станислав Лем и Артур Кларк. Не уповая на одну только логику и экстраполяцию, писатели-фантасты с помощью интуитивных догадок и безудержного полёта фантазии достигли гораздо более впечатляющих результатов, чем записные футурологи. Литературоведы подсчитали: из 106 научно-технических идей, описанных в романах Жюля Верна, были осуществлены 98, Соответствующие числа для романов Герберта Уэллса 86 и 72, для романов Александра Беляева - 50 и 47! Подумать только: реализуемость чистых выдумок оказалась 88-94%! Вот уж воистину фантастика!

Приближение XXI века необычайно активизировало прогностическую деятельность. Наиболее широко в последнее время обсуждались прогнозы, которые опубликовал в июне 1999 года недавно скончавшийся Артур Кларк (1917-2008), один из тех, кто, подобно Герберту Уэллсу, одной половиной души принадлежал к писателям-фан-тастам, а другой - к учёным-футуроло-гам. Сам себя он причислял скорее ко вторым, чем к первым. «Я всегда сопротивлялся навешиванию на меня ярлыка пророка, - писал он в предисловии к своей статье, - мне больше нравится звание «экстраполятора». Я пытаюсь выделить возможные варианты будущего, одновременно указывая, что совершенно неожиданные изобретения или события могут всего через несколько лет превратить любые прогнозы в абсурд». И эта позиция в полной мере отразилась в клар-ковском прогнозе, явственно разделяющемся на три части.

В первой он отдаёт дань тем самым неожиданным открытиям и событиям, которые могут превратить его прогнозы в абсурд. Так, в 2009 году в Северной Корее в результате случайного взрыва атомной бомбы будет, по его прогнозу, полностью разрушен город; и после коротких дебатов в ООН всё ядерное оружие в мире будет уничтожено. Фантазия Кларка позволяет ему провидеть такие чудеса, как обнаружение в 2011 году самого большого в мире животного - 75-метрового осьми

38