Техника - молодёжи 2009-04, страница 44

Техника - молодёжи 2009-04, страница 44

Загадки истории

2009 №04 ТМ

I ill I » *-*»■

ffl1i iim

\ i - Щ - - * f *

Такими счётными приборами в Европе пользовались до XVIII столетия. - Римский абак. Реплика из бронзы. XVII в. J6rns Online-Museum

Гусей почитали не только римляне. -Мальчик с гусями. Фрагмент напольной мозаики Большого императорского дворца в Константинополе. Известняк, мрамор, смальта. Вторая половина VI в.

ным произношением вслух, причём в школе ученики делали это хором. К письму приступали, уже освоив «склады»: сначала писали буквы и слоги, затем слова и предложения. Такое обучение было трудоёмким и долгим. Чтобы лучше усвоить слова и выражения, широко использовали приёмы мнемоники — искусства запоминания, ведь разговорный язык того времени существенно отличался от классического греческого, который преподавали в школе и на котором были написаны учебные тексты.

Искусство счёта, как и в античные времена, средневековые школяры постигали в буквальном смысле «на пальцах», а также с помощью абака. Наряду с уроками чтения, письма и счёта, в программу начального обучения входили занятия пением — преимущественно церковным; знакомили учеников и с основными событиями истории. прежде всего библейской.

На Руси пергамент и бумага бьши слишком дороги для школьных штудий: их применяли в делопроизводстве и летописании, на них копировали священные и богослужебные книги. Учащихся выручали восковые дошечки и кора берёзы. Буквы на берёсте проца-рапывати «писатом» — заострённой палочкой, металлической или костяной. (В том, что берестяные грамоты, включая записи, сделанные школярами, сохранились почти исключительно в Новгороде, заслуга его чрезвычайно

сырой почвы, в которой из-за отсутствия доступа воздуха не гниёт органика. Жители прочих русских городов не уступай! в грамотности северянам.)

В Восточной Римской империи, в средневековых её пределах, берёзовые леса были редкостью, зато бумага стата к тому времени сравнительно дешёвой и вошла в школьный обиход, писали же на ней перьями - тростниковыми либо птичьими. Гуси вновь спасали Рим, теперь уже Второй, и на сей раз — от неграмотности. (Школяров, у которых не получалось от неё спасаться, «наставляли на ум» розгами. Прутьев для порки хватало везде.)

В СИСТЕМЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ средней ступенью (nedua) было обучение в школе «грамматика». Само название «грамматическая школа» говорит о том, насколько важное значение придавалось в ней изучению норм языка. Описание одной из таких школ оставила Анна Комнина, византийская царевна, обессмертившая своё имя сочинением «Атексиада» — повествованием о времени правления её отца, василевса Алексея 1 Комнина (1081-1118): «...справа от большого храма стоит грамматическая школа для сирот, собранных из разных стран, в ней восседает учитель, а вокруг него стоят дети - одни из них ревностно занимаются грамматическими вопросами, другие пишут так называемые схеды. Там можно увидеть обучающегося латинянина. говорящего по-гречески скифа. ромея. изучающего греческие книги, и неграмотного грека, правильно говорящего по-гречески. Такую заботу проявлял Алексей о гуманитарном образовании»'2. Под говорящим по-гречески скифом, скорее всего, подразумевается выходец из русских земель: Скифией, или Тавроскифией византийские писатели именовали по традиции территории на север от Чёрного моря.

Нарисованная царевной Анной картина относится к началу XII столетия. но и полвека спустя занятия в средней школе Византии проходили по описанному сценарию. Так что и Всеволоду наверняка довелось покорпеть, составляя схеды — таблички со словами или отрывками текста, которые затем нужно было анализировать. В дальнейшем усидчивость, дотошность, умение поставить задачу и разобраться в проблеме, выработанные, помимо прочего, и на уроках грамматики, очень помогли Всеволоду Юрьевичу, когда он встал у кормила власти.

Но откуда в нас уверенность в том, что юный княжич, овладев азами грамотности. поступил в учебное заведе

ние, а не продолжил образование дома? Структура средних (грамматических) школ была достаточно сложной. В них работаш уже не отдельные учителя, а группы преподавателей. Власти контролировали эти школы, направляли их деятельность в надлежащее русло. Во времена правления династии Ком-нинов образованность являлась непременным условием для продвижения по служебной лестнице, поэтому практически вся светская знать и церковные иерархи имели за плечами как минимум грамматическую школу. Сын русского князя и знатной ромейки, Всеволод просто обязан был учиться в ней.

Программа обучения в средней школе «представляла вариант семи свободных искусств" и состояла из двух "четвериц". В первую входили грамматика. риторика, диалектика и поэтика. Во вторую - арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничиватась изучением предметов первой "четверицы"»14.

Начатьное образование занимало два-три года, учёба в средней школе — ещё пять-шесть лет. Всеволод покинул Константинополь не позже 1168 г., то есть пробыл в нём не более шести лет. Значит, на учёбу в средней школе у него оставатось три-четыре года. Вряд ли за этот срок он смог бы пройти полный курс обучения, но дисциплины первой "четверицы" наверняка успел усвоить.

Получить достойное образование в домашних условиях не позволяла и сама структура занятий в средней школе. «Среди методов обучения популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы). импровизации...»15.

Овладеть искусством ритора, то есть умением красно говорить и убедительно спорить, ссылаясь на авторитетные мнения и украшая речь цитатами из классиков, мог лишь начитанный человек. Со времён античности круг чтения школяров составляли поэмы Гомера и Гесиода. трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида. комедии Аристофана, песнопения Пиндара, идиллии Феокрита. Утверждение христианства расширило этот круг: в него вошли книги Ветхого и Нового заветов. Псалтирь, жития святых, сочинения отцов церкви.

Государственные учебные заведения, подобные школе, описанной в «Алексиаде», были редкостью. Большинство византийских подростков учились в частных школах. За обуче

42