Техника - молодёжи 2010-02, страница 43

Техника - молодёжи 2010-02, страница 43

пришел к верховной власти посредством военного переворота. Он правил страной в 1081-1118 гг. и много сил и времени отдал строительству армии, причём сам занимался подготовкой воинов-новобранцев, что не единожды отметила в своей «Албксиаде» ею просвещённая дочь Анна: «Он учил их твёрдо сидеть в седле, метко стрелять, искусно сражаться в полном вооружении и устраивать засады...»; «В течение всей ночи он призывал к себе воинов, особенно лучников... и учил натягивать лук, пускать стрелу, время от времени осаживать коня, опять отпускать поводья и, когда нужно, соскакивать с лошади...»; «...Он обучал воинов новому боевому порядку, который он изобрёл, а случалось, что и сам выезжал вместе с ними, объезжал фаланги и давал полезные советы»5.

ВНУК АЛЕКСЕЯ I МАНУИЛ I КОМНИН правил империей в 1143-1180 гг. Его детство и юность прошли в военных походах, под рукой отца -василевеа Иоанна II. Юноша отличался храбростью, граничащей с безрассудством. Никита Хониат, высокопоставленный чиновник и писатель, сообщает: «Однажды младший сын царя, но имени Мануил, взяв копьё и выступив довольно далеко вперёд, без ведома отца, напал на неприятелей, Этот поступок юноши заставил почти всё войско вступить в неравный бой, так как некоторые увлеклись соревнованием, а все

Византийские осадные машины. Миниатюра Мадридского списка Хроники Иоанна Скилицы. XII а.

Император Иоанн II Комнин (1087-1143). Фрагмент мозаики в южной галерее собора Св. Софии в Константинополе. 1118 г,

другие боялись за юношу... В виду всех царь похвалил за это сына; но потом, когда вошли в палатку, он нагнул его и слегка наказал за то, что он не столько храбро, сколько дерзко, и притом без его приказания, вступил в бой с неприятелями»6.

Из четырёх сыновей Иоанна выжили двое. Перед смертью, случившейся в походе, «царь собрал родных, друзей и все власти и высшие чины» и назвал своим преемником не Исаака (старшего из уцелевших наследников), но Ману-ила, так обосновав свой выбор: «...оба они хороши, оба отличаются и телес-ною силою, и величественным видом, и глубоким умом, но в отношении к управлению царством мне представляется несравненно лучшим младший, Мануил. Исаака я часто видел вспыльчивым и раздражающимся от самой ничтожной причины, потому что он крайне гневлив, а это губит и мудрых и доводит большую часть людей до необдуманных поступков. Между тем Мануил с целым рядом других достоинств, которых не чужд и Исаак, соединяет и это прекрасное качество - кротость, легко уступает другим, когда это нужно и полезно, и слушается внушений рассудка»7.

Утвердившись во власти, «кроткий» Мануил проявил железную волю: мечтая восстановить империю в прежних границах, он неустанно воевал, а в мирное время повышал боеспособность армии жёсткими тренировками, в которых участвовал вместе с рядовыми воинами. Свидетельствует секретарь и биограф императора Иоанн Киннам: «Главной заботой царя Мануила тотчас по вступлении его на престол было осо

бенно то, чтобы сколько можно более улучшить вооружение римлян8. Прежде они обыкновенно защищались круглыми щитами, по большей части носили колчаны и решали сражения стрелами, а Мануил научил их употреблять щиты до ног, действовать длинными копьями и приобретать как можно более искусства в верховой езде. В самое даже свободное время от войны он старался приготовлять римлян к войне и для того имел обыкновение нередко выезжать на коне и делать нри-мерные сражения, становя отряды войска один против другого. Действуя в этих случаях деревянными копьями, они таким образом приучались с ловкостью владеть оружием. Вследствие сего римский воин скоро превзошёл и германского, и италийского копейщика. От таких упражнений не уклонялся и сам царь...»9.

И вот ко двору воинственного, храброго и великодушного государя прибыл опальный Всеволод, в крещении Димитрий, сын покойного Юрия Долгорукого, союзника Византии, Русский княжич, ребёнок знатной ромейки, вероятно, царской родственницы, был, конечно, представлен Мануилу, а когда подрос и освоился, то начал появляться на дворцовых приёмах, на устраиваемых василевеом рыцарских турнирах, И, взрослея, постигал навыки конной езды, боя на мечах, действий копьём и щитом.

Кто были его наставники? Первым воспитателем, несомненно, являлся «дядька», сподвижник умершего отца, приставленный к маленькому Всеволоду ещё до ссылки, в Суздале, где размещался двор его матери, вдовствующей княгини. Вторым наставником, уже в Константинополе, стал кто-то из её родичей, ветеран имперских сражений.

www.techniconriolodezhi.rg

41