Дом 2007-06, страница 34века можно рассмотреть и в нижней доске наличников. А на фото 3 запёчатлён фронтон дома, построенного в селе Завражье в 1953 году. Довольно необычное здесь украшение — узкая ленточная резьба в верхней части причельных досок. То же самое расположено и под свесом крыши. Композиция наличника окна мансарды — традиционная, но ранее такие композиции встречались только в украшении основных (нижних) окон домов. Цветовая гамма и характер резьбы — удачны, хотя многие предпочитают резные деревянные украшения покрывать прозрачными лаками или другими составами, подчёркивающими фактуру натуральной древесины. Дом, показанный на фото 4, построен в г. Макарьеве в начале 70-х годов прошлого столетия. Причелины здесь украшены посередине скромными узенькими полосками ленточной резьбы, которая почти не заметна. Украшены резьбой окна мансарды, а также на основной части дома — все наличники окон, лобовые доски и карнизная доска, прикрывающая торцы нижней вертикальной части обшивки. Наличники нижних окон и окна мансарды различаются. Рисунки резьбы самобытны — нигде в регионе такие нам больше не встречались. Необычны и способы подкрашивания. Обычно мастера или хозяева дома раскрашивают разными цветами фоновую поверхность и накладные элементы. Здесь же накладных элементов нет, и подкрашена голубым цветом в одном случае внутренняя половина наличника, а в другом — краской окантованы все прорезанные элементы. Несмотря на различия есть несколько признаков, которые говорят о стилистическом единстве наличников: доски соединены «на ус», ширина всех досок наличников — одинакова, внутренняя сторона наличников — без вырезов, а внешняя — с вырезами. Почему мастер не выделил очелье наличников? Ему, очевидно, мешал карнизный выступ, нависающий над окнами. Но этот выступ можно было «обыграть»: довести до него очелье, сделать небольшой козырёк, а сверху, прямо на выступ карниза, прикрепить навершье наличника. Конечно, это были бы совсем другие наличники, но мастера должны уметь использовать различные приёмы в своей деятельности. Геометрический трёхцветный рисунок лобовых досок стилистически не соответствует остальным украшениям дома. Единого стиля можно было бы добиться, выполнив лобовые доски в бело-голубых тонах при любом крупном растительном орнаменте. Кирпичный дом в селе Столпино [фото 5) украшали в 1978 году. Конструктивно наличники здесь решены в классическом стиле. Они имеют подчёркнутую планками по периметру раму с накладной резьбой, резные крылья, кисти, двухуровневое украшение очелья, карниз и навершье. Судя по тщательности и точности изготовления, мастер хорошо освоил технику прорезной резьбы. Однако в композиции наличника просматриваются следующие недостатки: все неповторяющиеся элементы резьбы сделаны в различных стилях, отсутствует общий замысел, нет гармонии элементов. Соотношение размеров окна здесь также не слишком удачное. «Вытянутые» в высоту окна смотрелись бы гораздо лучше. Что для этого нужно? Можно, например, увеличить белое поле рамы окна снизу, сделать нижнюю доску наличника шире, отказаться от верхних крыльев, а нижние — расширить книзу. А кроме того, целесообразно отказаться от горизонтальных элементов в очелье наличника, сделав его полукруглым или треугольным. Элементы же резьбы на вертикальных полях лучше применять более вытянутые, а на горизонтальных — дробные*. А наличникам, показанным на фото 6, всего около пяти лет. Здесь резьба сделана электролобзиком весьма точно. Хотя именно это, да плюс окраска создают ощущение пластмассовой штамповки. Растительный орнамент выдержан в одном стиле — это хорошо. А вот окна правильных пропорций не требуют утяжеления нижних боковых элементов — их надо было бы подтянуть до уровня карнизной доски. Для уравновешивания оконной композиции не мешало бы сделать и симметричные нижним верхние крылья. * Вообще, уместна ли резьба на кирпичной стене? — прим. редакции. 34 «Дом» 6'07 |