Юный техник - для умелых рук 1989-10, страница 14игры программистаЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ИГРА«ЖИЗНЬ»(Начало см. в JVs 8 приложения за этот год)
Начнем с задач, опубликованных в позапрошлом номере приложения (см. с. 13, рис 4). Вот ответы Конфигурация «латинский крест» погибает на пятом ходу, а буква «н» — на шестом. Следующие три конфигурации повторяются каждые два хода. Самым сложным можно считать пентамино в форме буквы «г»— оно превращается в устойчивое образование только после тысяча сто третьего хода. Интересно, смог ли кто-нибудь из вас решить последнюю задачу, не прибегая к помощи компьютера? Еще мы предлагали найти три фигуры, пе-редвигаюшиеся по тем же законам, что и «планер» (с. 13, рис. 5). На рисунке 1 даны ответь!. Это «космические корабли» — «легкого» («а»), «среднего» («б») и «тяжелого» («в») типов. Все они передвигаются горизонтально слева направо со скоростью, равной половине «скорости света», принятой в игре «Жизнь». Во время полета из «космических кораблей» вылетают «искры», которые «гаснут» после нескольких ходов. Одиночные «космические корабли» без эскорта не могут быть более шести клеток, так как во время полета на поле начинают появляться разные мелкие конфигурации, мешающие движению. Конуэй установил, что более длинным «космическим кораблям» во время полета необходим эскорт из двух и более кораблей меньшего размера, который «расчи щает» дорогу своему флагману. И чем тот длиннее, тем более многочисленный эскорт ему требуется. Например, флагману в сто клеток необходим эскорт из тридцати трех «кораблей»! На рис. 1 «г» показан сверхтяжелый «космический корабль», для которого достаточно эскорта из двух «кораблей». Любопытна конфигурация, показанная на этом же рисунке («д»).Она превращается со временем в своего рода «ружье», выстреливающее через сорок ходов «планер» и затем через каждые тридцать ходов следующий. И так до бесконечности. С появлением каждого «планера» число фишек на поле увеличивается на пять, и в результате популяция растет. Приведем еще несколько любопытных пе риодически воспроизводящихся конфигура ций (см. рис. 2). Первая называется «палка». Относится она к кувыркающимся образованиям («флип-флопам») и имеет период, равный двум ходам. Интересно, что ее можно растягивать до бесконечности. Вторая конфигурация—«ос циллятор Герца» — занимательна тем, что после каждых четырех ходов темная клетка в центре перемещается внутри рамки, напоминающей экран, к противоположной стороне. Период этой конфигурации равен восьми ходам. Третья конфигурация получила название «тумблер» —каждые семь ходов у нее меняются местами верх и низ, она как бы переключается. А вот еще одна конфигурация — «Чеширский кот» (рис. 3). После ходов «а», «б», «в» и «д» от мордочки кота, как в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес», остается лишь улыбка («е»). После следующего хода она исчезает, ос тавляя после себя отпечаток кошачьей лапы («з»), напоминающий, что на этом месте некогда был сам Чеширский кот. На рис. 4 изображена конфигурация, зараженная «вирусом» (темная клетка в центре) Если клетка касается одновременно вершин лю бых четырех блоков, то конфигурация уничтожает «вирус» и через два хода принимает прежний вид. Но когда «вирус» расположен так, гак показано на рисунке, конфигурация быстро распадается. Попробуйте определить, при каких условиях одиночная фишка-«вир>с» становится «смертельной». ВНИМАНИЕ! Центр детского изобретательства предлагает СОТРУДНИЧЕСТВО всем заинтересованным государственным предприятиям, организациям и кооперативам. В распоряжении ЦДИ имеется полный комплект технической документации на персональный компьютер «ЮТ-88». Проектируются новые микрокомпьютеры для летен и подростков. Хотите освоить новый вид продукции с ГАРАНТИРОВАННЫМ сбытом, НЕ ОПОЗДАЙТЕ вступить в контакт с ЦДИ! Предложения направляйте по адресу: 125015, Москва, Новодмитровская, 5а, «Юный техник», ЦДИ. Справки по телефону: 285-80-94.
14
|