Юный техник 1957-08, страница 26

Юный техник 1957-08, страница 26

— И я должна сказать, между прочим, — торопливо продолжала мать, — что нашу квартиру я не сдала, а так устроила... Ну, короче говоря, в ней сейчас живет твоя тетя Капа...

Голубые глаза отца, когда-то такие благодушные и добрые и еще минуту назад извиняющиеся, вдруг стали жесткими и незнакомыми. Он стоял перед матерью с рыбой в руке, рослый, загорелый, босоногий, — с одной штанины еще текла вода, — стоял перед ней и в упор смотрел ей в глаза.

— На, — глухо сказал он, сунув ей в руку веревку с тайменями, — займешься обедом.

И мать, сразу осекшись и слегка побледнев, послушно взяла рыбу. Она держала ее, чуть отставив от зеленого костюма, а отец, прыгая по спинам и лбам черных быков, удалялся в стремительную реку.

А Женя сидел на корточках на каменной плите, смотрел на проплывавших мальков и думал: «Надо обязательно сбегать завтра к отцу на работу — узнать, посмотреть, расспросить. Это, наверное, так интересно!» И еще он думал о том, что в их жизни что-то произошло, что все стало не так, как было раньше. И произошло это не там, за пять с половиной тысяч километров отсюда, на Первой Мещанской, не в комнате, оклеенной дорогими ковровыми обоями, и не тогда, когда уезжал отец, а именно здесь, на стройке, у реки, где на диких вздыбленных скалах синеет тайга, где бьет ■ лицо сибирский ветер, где день и ночь шумит Падун.

МЕЖДУ ПРОЧИМ

{< Мелкозернистый камень бе-резит — кварцевый порфир — получил свое название в честь уральской реки Березовки, в районе ноторой впервые в России было обнаружено золото. Произошло это так. В 1724 году крестьянин Ерофей Марков искал горный хрусталь. Но вместо хрусталя набрел на куски молочно-белого кварца. В этом кварце Марков и обнаружил ирупинки золота. С тех пор и миыаают кварцевый порфир веразитом.

■} Змеиная гора на Урале получила свое название, как пишет РеноЕанц, «от удивительного множества змей, которые сначала на оной находились, и в таком были множе-I тие, что для искоренения подлежало их складывать в нучи и сжигать».

<> Инженер древнего Рима Витруаий дал следующее определенна понятия машины: «Машина есть деревянное приспо-(•Плание, оказывающее величайшие услуги при подъеме Г|)У1оа».

П наш век это определение ШИМТ вызвать лишь улыбку, но t античную эпоху оно было

безусловно правильным. Действительно, в то время машина состояла целиком из дерева, и главной целью ее было поднятие воды и тяжестей.

♦J« Помещица Салтычиха, прославившаяся звериной жестокостью, велела до смерти забить своего дворового человека только за то, что он изобрел насос для поливки цветов в помещичьем саду. «Сегодня кишку для цветов выдумал, — говорила Салтычиха, — а завтра, смотришь, с топором на господ пойдет».

На Южном Урале, в Нижнем Тагиле, в городе, в котором нет не только морского порта, но и судоходной реки, есть улица Пароходная. Ее название связано со следующим событием. В 1833 году по ней прошел первый паровоз изобретателей Черепановых, или, как его тогда называли, «сухопутный пароход». Прямо посреди улицы были проложены «колесопроводы», и на них установлен «сухопутный пароход» с вагонеткой. Младший Черепанов дал ход, и «пароход» со скоростью 20 км /час двинулся а свой первый путь. С тех пор эта улица и стала называться Пароходной.

26