Юный техник 1958-06, страница 25

Юный техник 1958-06, страница 25

Отдел ведут Е. и Ы. АРЛАЗОРОВЫ

с но

„ГОЛ КАК СОКОЛ"

ЭТО ВЫРАЖЕНИЕ может вызвать у читателя недоумение. В самом деле, почему человека, у которого ничего нет, сравнивают с соколом, этой красивой могучей птицей? В наши дни оно выглядит нелепостью. Но, оказывается, под соколом подразумевается совсем не птица, а нечто другое, исчезнувшее из жизненного обихода.

В средние веке слово «сокол» обозначало несколько предметов, близких по своему значению. Соколом называлось стенобитное орудие. Обыкновенно его лили из чугуна, подвешивали на железную цепь и, раскачивая, ломали им стены укреплений. То же имя носило и обструганное массивное бревно, гладкое и прямое как стрела. Один конец его оковывали железом и также пускали в ход при штурме вражеских крепостей. При помощи сокола в старину ломали камни, поваренную соль. Для этого применяли сокол поменьше, наподобие ручного лома. Обычная трамбовка — баба, употреблявшаяся при дорожных работах, тоже называлась соколом.

Вот сколько «родни» оказалось у гордой птицы сокола! Все это были гладкие, обструганные бревна, настолько голые, что их можно было сравнивать с бедным человеком, не имеющим никакого имущества. Отсюда и пошло выражение: «Гол как сокол».

щее поперечному сечению луча. Там, где проходит больше лучей, там свечение больше.

Крупный кристалл особым образом обработанного йодистого натрия отлично светился под действием излучения бетатрона. Лучи, прошедшие сквозь испытываемую машину, высвечивали на кристалле все «внутренности» ее конструкции. Так возникло световое изображение.

После кристалла шли уже два вида лучей — рентгеновские и световые. Казалось, задача решена: поставь' на их пути телевизионную приемную камеру и передавай изображение з соседнюю комнату. Но это не так.

На пути лучей бетатрона нельзя помещать ни оптических приборов, ни телевизионных

трубок: они быстро выйдут из строя. Надо было разделить лучи. На помощь пришло обычное зеркало. Расположенное под углом в 45°, оно отклоняет световое изображение в сторону телевизионной камеры, нисколько не мешая рентгеновским лучам идти по своему прежнему пути. Изображение светящегося кристалла — скелет машины — превращается внутри телевизионной передающей трубки в электрический сигнал. Усиленный в сотни раз, он поступает в кабель и «уходит» за толстую бетонную стену, где на знакомом каждому телевизионном экране сигнал вновь превращается в изображение «внутренностей» машины.

Я. МАРЬЯНИН

23