Юный техник 1959-01, страница 70Если фотоснимок отпечатан контактным путем, оно должно быть равно фокусному расстоянию объектива. Если же вы рассматри- ваете отпечаток, получен-ный с помощью увеличителя, — это расстояние нужно увеличить во столько же раз, во сколько раз увеличен негатив. Но снимок мог быть сделан сменным объективом, с большим или меньшим углом зрения, например телеобъективом или ши-рокоугольником. Ведь в наше время при съемке широко применяется самая разнообразная сменная оптика. Так как обычно вам неизвестно, каким объективом был сделан снимок и насколько он увеличен, правильное расстояние для его рассматривания придется в каждом случае подбирать путем ряда последовательных проб, приближая его к глазу или удаляя от него. Во всяком случае, зная это простое правило, вы не будете довольствоваться случайно выбранным расстоянием, которое может оказаться далеко не лучшим. Каждый фотограф, естественно, заинтересован в том, чтобы сделанные им снимки производили наибольший эффект. Для этого он находит лучшую точку съемки, будь она хоть серединой лужи, подбирает наиболее подходящий объектив и светофильтр, не жалеет для печати лучшего сорта фотобумаги. Но при этом он совершенно не задумывается о расстоянии с которого зрители будут рассматривать его произведение. Вот здесь-то он и допускает промах. Возьмем простой пример. Фотограф произвел съемку широкоугольным объективом «Юпитер-12» и с полученного негатива сделал отпечаток размером 9Х*2 см. С какого расстояния нужно рассматривать этот отпечаток, чтобы он произвел наилучший эффект7 Произведем расчет. Фокусное расстояние объектива равно 3,5 см. Негатив увеличен в три раза. Расстояние равно 3,5 см у 3=10,5 см. Можем ли мы рассматривать снимок с такого короткого расстояния? Нет. Значит, как бы хорошо ни был выполнен этот снимок, правильно передать перспективу он не сможет. Поэтому не следует полагаться на случайное везенье. Можно сделать так, что зритель, сам того не подозревая, будет держать снимок при разглядывании на нужном расстоянии. Сделать это совсем не трудно. Если нам в руки попал небольшой отпечаток, мы непроизвольно приближаем или удаляем его, чтобы без напряжения охватить снимок целиком и в то же время достаточно четко различить его детали. Рассматривая крупные увеличения в выставочном зале, мы также приближаемся к ним. отходим несколько дальше, в зависимости от размеров увеличения. Но что же это за расстояния, которые мы непроизвольно выбираем? Опыты показывают, что мы предпочитаем смотреть на снимки с расстояний, которые в несколько раз больше их ширины. Учитывая это, фотолюбитель с помощью несложного расчета может выбрать для каждого негатива наиболее выгодный масштаб увеличения. Отметим также, что крупное увеличение, независимо от того, каким объективом производилась съемка, само по себе производит наиболее благоприятное впечатление на зрителя потому, что при разглядывании его с большого расстояния обоими глазами меньше ощущается плоскостной эффект. Иначе говоря, мы как бы приближаемся к условиям рассматривания фотоснимка одним глазом. Поэтому не упускайте из виду, что большое увеличение — один из верных путей к успеху снимка. ПРОСТОИ СЕКРЕТ УСПЕХА В. ЛЕБЕДЕВ 69 |