Юный техник 1959-01, страница 72ее/ лись последние клочки ночного тумома. Утренний свет постепенно заливает улицы, площади города. По мостовой заскрипели первые телеги, начался день... Или вот другая картинка. Зима. Яркое солнце золотит пушистые сугробы. В белом наряде, словно невесты, стоят в тихой задумчивости березы. И вдруг в эту тишину врывается веселый перезвон колокольчиков. Все ближе, ближе тройка. Искрится снег под копытами лошадей, от быстрой езды дух захватывает, и так радостно на душе, что хочется весь мир обнять... Это написал П. И. Чайковский. И, право, его «Тройка» не хуже гоголевской «Птицы-тройки» из «Мертвых душ» или пушкинской «Зимней дороги». Музыка, как и живопись, скульптура, литература, театр, выражает мысли и чувства, которыми живут люди. И если хочешь стать духовно богаче, лучше понять свой народ, учись понимать музыку. Говорят, что композитором надо родиться. Верно. Сочинение настоящей музыки—-это неповторимая, сложнейшая рабо-Ta^ejm^frbfforo человеческого духа. На это .способны немногие е .музыку, понимать ее ^ржбх^-лт-рбой. ели любовь к .^уаы^-^бдйдась и окрепла в детстве* но не поздно заняться ею и в юные годы. Музыка бывает разн**£>егкая и серьезная. нуж но по-разному^ЗЙервая не несет большой-^Л«55®5^*^$Уэки' в ней нет глубины, психологичности, и поэтому она всегда легче воспринимается, быстрее запоминается. Такая музыка тоже имеемш^^^^^^^^Зоу^алантливую легкую му- ^eegS^^i^iecb^He все сразу бу^&фГГбмят->изики тоже не вдруг станут'"ясными, требует времени, терпения, любви. Она гкрывает перед слушателем свои достоинства, мы->асоту. >& ^ Прослушайте оперу три, четыре, пять раз. И вы полюбите ее. Вам захочется пойти в театр еще и еще раз, прослушать другую, третью ortefJy^fTbcreneHHo вы научитесь разбираться в музы- (, не только видеть, но и слышать героев, почув-композитора, его народа. Труднее придется с симфонической музыкой. Здесь, как правило, нет словесного текста, который помогает понять музыку, часто не бывает и определенной программы. И чтобы понять, прочувствовать всю глубину и красоту, например, 6-й симфонии Чайковского, ее, может быть, придется послушать восемь, шестнадцать, двадцать раз. Может быть, вам придется полистать книги, прислушаться к тому, что говорили об этом произведении другие композиторы, музыкальные критики, изучить элементарную музыкальную грамоту. Поиаще беседуйте об услышанной музыке с друзья дли — это поможет вам познать незамеченное, еще раз проверить, верио^ ли Понята _£0£1ата, увертюр4г-романс. Такие беседы доставят вам громадное эстетическое удовольствие. И вы почувстб'^етб, насколько богине, красивее станет окружающий мир, захочется самим стать талантливее, умнее, добрее, лучше. ^ LJ I ^ лГ ИЯЯИ у зыка |