Юный техник 1959-03, страница 53<МДШШШу Л. ВОЛНОВ-ЛМНИТ Тысячи юных техников склонившись над перевернутыми *вверх тормашками» алюминиевыми коробками — шасси, старательно припаивают тонкие жилки проводов к блестящим лепесткам ламповых панелек. Легкий ароматный дымок расплавленной канифоли вьется над столом юного радиолюбителя. Кто подсчитает сколько самых различных конструкций, сделанных умелыми руками, появляется ежедневно? Здесь и телевизоры, и радиоприемники, и школьные радиоузлы, ,и даже целые радиостанции и телецентры. Многие увлекаются конструированием и постройкой «поющих машин» — магнитофонов, раднограммофонов. электропроигрывателей Теперь это уж не такое сложное дело. А ведь не таг; давно не только деды, но и отцы ваши слушали музыку, льющуюся из широких раструбов старинных граммофонов, в механизме которых не было ни одной электронной лампы, ни одного сопротивления. Давайте совершим небольшую экскурсию в Музей поющих машин. Познакомимся с самыми первыми из них и с теми успехами техники звукозаписи, которые стали возможны благодаря развитию электроники. В одном из своих рассказов английский писатель Герберт Уэллс повествует о «граммофоне времени» — очень чувствительном приборе, который мог улавливать ничтожные следы ударов звуковых волн на облицовнах стен, парапетах набережных и на менных постаментах и по этим следам восстанавливать звучания столетней давности. «Граммофон времени» существовал, конечно, лишь в фантазии автора. Но от реальности его отделял тольио один шаг. Этот шаг теперь сделан. Мы живем в «золотой вен» звукозаписи. После 1921 года — после внедрения электронных ламп — в технике автоматического звуковоспроизведения произошла революция. Радио и электрический глаз — фотоэлемент — завершили ее. Человен теперь полностью осуществил свою заветную мечту и может запечатлевать звук точно таним, наиим он существует в природе. Его можно воспроизводить с любой громкостью, в любое время, в любом месте и в любом виде. Звуковые колебания записывают на самый различный материал: на воск, бумагу, проволоку, ферромагнитную ленту. Многообразны и виды конструктивного оформления современных звуновых устройств. В соответствии с назначением их делят на «пишущие», «читающие», «поющие». Все эти аппараты — отражение техники своего времени. Молодая и быстро прогрессирующая наука электроакустика продолжает изменять и совершенствовать их на базе современных достижений в области электроники. Еще в 1933 году на Лондонской радиовыставке «Олимпия» демонстрировался экспонат, вызывавший всеобщий интерес. Один из посетителей шутки ради обратился к нему с вопросом: — Скажи, какая погода будет завтра7 И, неожиданно для себя, услышал четкий, без запинки ответ: — Я робот, а не предсказатель погоды. Робот — та именно конструкция его. юторая управляет звуком, — представлял собой совокупность нескольких электрических звуковых устройств: диктофона, радиолы и светоговорящей уста- |