Юный техник 1959-04, страница 68

Юный техник 1959-04, страница 68

Через полгода я уже многое знал. Сидя здесь, в зале подстанции, я по колебаниям стрелок видел, как бежит по ночной Москве запоздавший вагон трамвая. Вот он поднимается в гору. Вот остановился. Вот снова тронулся в путь, тяжело набирая скорость. А вот опять побежал под гору с выключенным мотором.

Я научился ухаживать за машинами и приборами, понял и полюбил их. Я начал постигать сложные законы электрической стихии, стихии, которую человеческий гений создал и заставил работать на себя.

С тех пор прошло много времени. Я многое повидал, многое пережил. Но порой, когда за окнами вагона мелькнут трубы ТЭЦ или сверкнет под крылом самолета широкое водохранилище новой ГЭС, я и до сих пор завидую дежурным у пультов могучих электростанций.

Сидя за своими столами, они, как на экране, видят биение пульса жизни всей нашей великой страны.

Сейчас рука об руку трудятся волжские электрогиганты, теплоцентрали средней мощности и маленькие электростан-ции-старушки, в мое время казавшиеся могучими фабри-иами электричества. И по мере того как с центрального поста управления Единой высоковольтной системы приходят приказы-молнии: «бросить

энергию на Урал», «на Заволжье», «на Донбасс» — стрелки главных амперметров станций начинают рассказывать каждый раз по-новому интересную «повесть о наступающем дне».

Вот он подходит к Уралу, молодой, недавно родившийся день. Встают. просыпаются люди. Загораются тысячи тысяч электрических огней, веселее бежит вода по трубам, зазвенели звонки трамваев, вышли из парков троллейбусы и рабочие поезда — электрички. Вот отдохнувшие за ночь запели свою трудовую песню валы станнов... Нагрузка растет... растет тревога... Но дрогнула стрелка амперметра, качнулась, подалась влево... Значит там, на Урале, светает. Спал утренний «пик», но зато Заволжье уже властно требует:

— Энергии!

И тогда одним поворотом

ключа диспетчер бросает туда потоки энергии, как генерал в бою бросает резервы к месту прорыва фронта. И опять растет нагрузка, и опять растет каждодневная тревога: хватит ли?

Хватило! Заволжье отбилось! Здесь победа полная, но еще остался Донбасс-

Дежурный монтер за своим столом видит, как утро шагает по нашей Родине. И как, наверное, горд он от сознания того, что своей рукой каждый раз бросает под ноги утру волшебный ковер энергии.

Вот поэтому еще ни разу не пришлось мне пожалеть о том, что со школьной парты я не попал сразу на море.

Я многое узнал оо электричестве, и до сих пор с каждым днем узнаю о нем больше. Но и сегодня я стою только у края неизведанного океана электрических бурь, течений и волн, которые бушуют над миром.

«Белыми пятнами» пестрят книги об элентричестве. Еще только намечены дороги, по которым пойдут вперед, н неведомым далям смелые исследователи электрических явлений.

Природа магнитных сил, без которых и моряк и электромонтер не могут шага шагнуть в наши дни, до сих пор еще остается величайшей загадкой.

До сих пор еще не сумел человек до конца подчинить себе старого слугу, постоянный ток, которому завтра суждено за тысячи километров нести по проводам силу могучих рек и атомных станций... До сих пор чудовищную, несправедливую дань приходится нам платить, рассчитываясь за потери энергии в проводах...

Мы отлично научились превращать электроэнергию в тепло и в свет, а вот свет и тепло в электрический ток превращаем пока с преступной растратой энергии. А полупроводники, а явления сверхпроводимости? Каждый день удивляют они нас своими чудесами... А едва различимые токи, которые сопровождают каждое движение нашего сердца, каждое дыхание живого существа, каждую мысль человека, каждое проявление живой клетии? Разве все это не широкие океаны, которые ждут еще своих Колумбов и Берингов?

68