Юный техник 1959-09, страница 76каскадов усилителя низкой частоты своего радиограммофона они применяют фильтр. Этот фильтр настроен на фиксированную частоту, соответствующую шуму иглы. Любители уподобляются хирургам — они вырезают «частотный аппендицит». На помощь приходит также раздельная регулировна высших и низших частот. Вместе с техническим улучшением дисков неизмеримо поднялось и художественное качество самой записи. Раньше лучшие грампластинки передавали полосу звуковых частот от 50 герц до 6 — 7 тысяч. Современная же грамзапись способна охватить от 30 герц до 15 тысяч. Такие пла-стинни дают столь высококачественное звуковоспроизведение, что удовлетворяют самого взыскательного музыканта. Каной будет пластинка завтра? Никто, нонечио. не может дать точного ответа. Мы живем в эру стремительного развития радиоэлектроники. Но можио уверенно ожидать содружества звука с изображением. Фонограмме станет синхронно (одновременно) сопутствовать фотография — изображение самого исполнителя. Пластинку станут показывать через экран телевизора, то есть смотреть и слушать. В этом направлении уже проводятся эксперименты. Продолжает совершенствоваться долгоиграющая запись, окончательно изгнавшая прежнюю «трехминутку». Длительность звучания пластинки доведена до часа. Выпускаются пластинки с 16 оборотами в минуту, и предполагается перейти даже на 8 оборотов. Для таких «сверхдолгих» записей приме Скорость вращения мотордиска проверяют специальным прибором — стробоскопом. Его легко сделать самому. Вырежьте из ватмана кружок (диаметр 8 сантиметров). Нанесите на него тушью секторы — 77 черных полосок (см. рисунок). Сде лав отверстие, наденьте кружок на шпиндель диска, как пластинку. Если скорость соответствует стандарту (то есть 78 оборотов в минуту), то черные секторы покажутся при движении неподвижными. При большем числе оборотов секторы начнут двигаться в сторону вращения диска при меньшем — протйв вращения. 62 няются иглы с толщиной острия меньше микрона. Самое большое достижение грамзаписи минувшего года —-стереофонические пластинки. Стереофокизация совершила революцию в граммофонной промышленности. Внешне стереофоническая пластинка похожа на обычную. Но она проигрывается на специальном граммофоне. У звукоснимателя головна с двумя иглами, а внутри аппарата два динамика, расположенных под соответствующим углом и иа определенном расстоянии друг от друга. Две иглы идут одновременно по двум звуковым канавкам. Из таиих спаренных, параллельно нанесенных бороздок состоит вся фонограмма. Новый двухканальный способ записи зв>'ка значительно превосходит существующий одио-нанальный. При воспроизведении пластинни создается настолько полная слуховая иллюзия пространственного звучания, что даже чувствуется акустика помещения, в котором произведена запись. Стереофоническая запись впервые демонстрировалась весной 1958 года на лондонской выставке звукозаписывающей аппаратуры. Недавно вышла, между прочим. специальная «демонстрационная пластинка», знакомящая слушателя на музыкальных примерах с замечательным техническим новшеством. У нас танже проводятся опыты стереофонической запи си иа диск. Мы, современники, становимся свидетелями осуществления вековой мечты человечества — запечатлеть звук точно таким, каним его создала природа. |