Юный техник 1959-10, страница 65

Юный техник 1959-10, страница 65

ми, точно отражая звезды. Но еще чудеснее глядеть на горящее море с палубы корабля. 1огда кажется, что в глубине подвешены фантастические фонарики, а ныряющие между ними дельфины облачены в огненные одежды. Из-под винта парохода то и дело всплывают пламенеющие голубые шары, и тянущийся за кормой лаг, весь горящий мелкими звездами, кажется облитым жидким металлом.

Этот странный огонь не боится ни воды, ни мороза, но и сам не выделяет тепла. Холодное Охотское море светится — даже зимою, между льдов — так же сильно, как и теплое Черное море. Но особенно ярким бывает это свечение в тропических морях: издали оно кажется заревом огромного пожара, и его даже можно заснять на фотографическую пластинку.

Однако сила этого фантастического, призрачного света очень невелика. Нужно собрать огонь с нескольких тысяч квадратных метров поверхности моря, чтобы получить свет, равный сиянию одной обыкновенной свечи. И только на бархатном фоне черной южной ночи морской огонь кажется таким ярким.

Загадка морского света долго не давала покоя ученым. О нем много спорили, но большинство склонялось к мысли, что он электрического происхождения: считали, что это искры, рождающиеся при трении друг о друга частиц морской соли. И только Крузенштерн, первый русский мореплаватель, совершивший путешествие вокруг света, высказал верную догадку, что это «живой свет».

И действительно, свечение Черного моря, например, создается крохотным морским животным — ночесветкой. Это розоватая полупрозрачная клеточка-пузырек, похожая на икринку, величиной не более миллиметра. В телах ночесоеток имеется множество светящихся зернышек. Когда эти хищники-крошки плавают по поверхности, охотясь за своими жертвами, они сверкают, как искры от костра. Огонек одной ночесветки так слаб, что недоступен нашему глазу, но они иногда скопляются многими миллионами, и тогда море вспыхивает сказочным бенгальским огнем. В такие дни прибой выбрасывает ночесветок на прибрежный песок в таком количестве, что у берега образуется густо-розовая кайма, похожая на томатное пюре.

Очень часто «морской огонь» создают светящиеся бактерии, которых много в прибрежных водах океанов, особенно же в устьях больших рек. Такие бактерии можно разводить и в колбах ученых, подкармливая их специальными питательными веществами — бульоном, агар-агаром. При свете таких «живых ламп» можно даже читать и фотографировать.

Светиться могут, однако, и более крупные жители океана. Многие медузы кажутся ночью белыми огненными шарами. Их яркость то прибывает, то убывает. Удивительное зрелище представляет собой большая стая плывущих медуз, когда они все вместе, точно по команде, то загораются, то меркнут во тьме.

«Морское перо», близкий родственник медуз, обитающий у берегов Скандинавии, горит тусклым светом. Если его поднять на поверхность, то достаточно прикоснуться к нему, и

52