Юный техник 1959-10, страница 69

Юный техник 1959-10, страница 69

Технический арсенал похода за культуру

ЭЛЕКТРОФОН

Б. ИВАНОВ

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Искусство не стаяло в стороне от технического прогресса. В самом деле, совершенствование музыкальных инструментов шло параллельно с развитием музыки и музыкально-исполнительского мастерства.

Эволюция промышленности и техники захватывала своим потоком и область музыкального ремесла. Расширялись возможности музыкальных средств — расширялись художественные возможности музыки. Так, совершенствование в XVI веке скрипки, некогда народного инструмента, привело к рождению целого семейства смычковых инструментов, отличающихся богатой палитрой музыкальных красок. В XVIII—XIX веках стремительно развилась фортепьянная механика, целый ряд технических изобретений позволил совершить значительный скачок вперед духовым инструментам. И, наконец, пожалуй, самый яркий пример влияния технического прогресса на музыкальное ремесло — это зародившееся в конце XIX века стремление применить в музыке электричество. В 80-е годы еще только зарождалась электротехническая промышленность, появились первые практически применимые электрогенераторы, начали строиться первые в мире электрические станции, а уже в 1885 году немецкий ученый Э. Лоренц сконструировал электрическое устройство для возбуждения струн и камертонов. В простейшем случае это

стальная пластинка, укрепленная с одной стороны и установленная вблизи электромагнита. Если замыкать и размыкать ключ, то пластина

будет выбрировать и, следовательно, издавать звук определенной высоты. Вместо пластины можно поставить камертон (см. рис.). Если собрать несколько таких установок с различной высотой звука, то можно исполнять несложную мелодию.

В 1897 году американский изобретатель Т. Кахилл построил любопытный электроорган.

Каждому знаком гудок телефонной трубки. Это гудит генератор, питающий телефонную сеть. Кахилл решил подсоединить к телефонной

66