Юный техник 1960-09, страница 75

Юный техник 1960-09, страница 75

на изделия когда-то популярной фирмы. Время отдало предпочтение тому же граммофону Берлинера, только соответственно его преобразив.

Триплофон, флорафон, патефон... Все эти «фоны» — аппараты механического воспроизведения записи, и потому их звукоотдача имеет предел. Сколько ни усиливай ее рупором, желанная естественность звучания предопределена самим звуконосителем, то есть пластинкой. Фонограмма пластинки — исходный источник «добывания» звука.

Никакие конструктивные

ухищрения не были в состоянии превзойти энергию колебаний, возникающих от вибрации перепонки мембраны. Можно изменить механизм аппарата, улучшив акустическое взаимодействие частей, но нельзя изменить природу самого звука. Потребовались долгие годы, чтобы накопить точные представления о физических свойствах звука. И когда изобретатели овладели научными знаниями, они поняли всю бесполезность настойчивых попыток открыть какую-то тайну совершенного звучания.

В науке и технике нет изолированных фактов. Всякое новое открытие уходит корнями в предшествующие. Одни изобретения беспрерывно совершенствуются и повышаются в общественной ценности, другие, напротив, достигнув максимального развития, завершают круг своего применения и умирают. Есть много замечательных машин и приборов, оказавшихся нужными только своему времени. К ним принадлежит и акустический граммофон. Он стал

Предшественник современного па гефона — граммофон со скрытым р: пором.

сейчас техническим анахрс низмом. Патефон — последний ребенок из этого вымирающего рода. Резвый крик раскрытого чемоданчика еще доносится с лодки и лесной поляны, но в комнате с электропроводкой его уже заглушили более мощные и чистые голоса радиол, электрограммофонов, магнитофонов.

Перелистывая странички истории культуры, нельзя не отметить огромного значения граммофона. Десятки тысяч грамзаписей вошли в золотой фонд мировой фонотеки. Хотя многие пластинки записаны еще несовершенным механическим способом, историческая и художественная ценность этих «консервов звука» неоспорима. Не будь граммофона, человечество не могло бы сохранить для потомства запечатленный на восковой диск голос великого Ленина. Грампластинки позволяют нам знакомиться с образцами исполнительского мастерства выдающихся артистов прошлого.

Благодарные потомки сохранят в веках доставшийся им в наследство драгоценный клад чудесных звучаний. Лучшие из грамзаписей теперь реставрируются средствами современной техники и получают вторую жизнь.

VIII