Юный техник 1960-10, страница 48

Юный техник 1960-10, страница 48

принимавшаяся всерьез, вдруг обрела здесь свое второе рожде-

Мастер слипа подал номанду. Включились моторы. Чуть дрогнули тележки, и стальная двухнорпусная громадина медленно поползла по наклону вниз.

СКОРОСТЬ СУДОВ В ТУПИКЕ

На суше давно уже научились передвигаться со скоростями свыше 100 км/час. А вот на воде, где, казалось бы, и препятствий меньше и никаких не нужно строить специальных дорог, скорости остаются вдвое-втрое меньше. По водным трассам стали ходить суда с двигателями колоссальной мощности. Так, например, мощность силовых механизмов океанского пассажирсно-го турбохода «Советсний Союз» составляет 28 тыс. л. с. А скорость его 31,5 км/час. У американского трансатлантического лайнера «Куин Элизабет» мощность 160 тыс. л. е., а скорость — 55,6 км/час. По грузоподъемности эти суда незначительно отличаются друг от друга, но, заметьте, для увеличения скорости менее чем в 2 раза мощность двигателей пришлось увеличить более чем в 5 раз! Вес и размеры двигателей стремительно разрастаются, а эффект получается небольшой.

Дело в том, что с увеличением скорости резко возрастает сопротивление воды, мешающее движению судна. Вот почему на воде, где, казалось бы, наилучшие условия для «быстрой езды», экономически выгодные скорости невелики.

Различают три вида сопротивления воды:

сопротивление формы (сравните плавающие толстое, тупое полено и заостренный шест);

сопротивление трения (частицы воды липнут, цепляются за борта судна, мешая плыть)

и сопротивление воды из-за образования волн перед носом судна.

Чем быстрее идет судно, тем больше у его носа волны, — на образование их судно зря тратит львиную долю своей энергии.

Если с первыми двумя видами сопротивления судостроители научились бороться, -придавая судам удобообтекаемую форму, то волнообразования при больших скоростях избежать не удается даже на острокорпусных миноносцах. Сопротивление от образования волн явилось непреодолимым препятствием на пути повышения скорости судов.

Чтобы выйти из тупика, стали делать глиссирующие суда и суда на подводных крыльях. Но они не могут вполне заменить обычных плавающих судов.

СЕМЬЯ СТАЛЬНЫХ КАТАМАРАНОВ

И вдруг профессор Горьновского института инженеров водного транспорта Михаил Яковлевич Алферьев заявил:

— Суда смогут плавать со сноростями свыше ста километров в час! Для этого их надо делать по типу катамаранов.

Несколько лет занимался он исследованием катамарана. Проделал немало теоретических расчетов, провел немало опытов в бассейне своей лаборатории.

У катамарана обнаружен ряд замечательных свойств (Алферьев назвал их «катамаранным эффектом»). Оказывается, если «разрезать» судно вдоль и сделать его двухнорпусным, то оно будет испытывать гораздо меньшее сопротивление, чем прежде. Мало этого, такое судно при больших скоростях совсем не будет образовывать волн — не будет главного врага быстроходности судна.

Лучшие грузовые суда по Волге ходят со скоростью лишь 18 км/час. И Алферьев обратился в Горьковское центральное конструкторское бюро с предложением разработать конструкцию двухкорпусного судна грузоподъемностью 600 т, мощностью 1 080 л. с. и способного развивать скорость не менее 26 км/час.

Не было методики расчета, не было